Несмотря на то, что в некоторых странах в связи с экономическим кризисом наблюдается снижение цен на некоторые товары и услуги, большинство россиян не заметили аналогичного явления в своем регионе (83%). Наиболее склонны заявлять об этом жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов (88%), а также южане (86%). Между тем, каждый десятый (11%) сообщает, что в их регионе происходит снижение цен на некоторые товары и услуги — такую оценку чаще всего дают уральцы (32%). Лишь 2% отмечают снижения цен, сообщает ВЦИОМ.
Главными причинами отсутствия снижения цен наши сограждане считают политику государства (8%) и экономический кризис (7%). По 5% россиян полагают, что цены не падают из-за безответственности и бездействия властей, жадности предпринимателей, бюрократии и коррупции, роста курса доллара, а также из-за того, что снижение цен убыточно для производителя. Далее следуют такие причины, как отсутствие государственного регулирования цен (4%), еще 4% винят региональные власти. По 3% считают, что цены не снижаются из-за инфляции и из-за импорта товаров. 2% полагают, что всему виной влияние монополистов, 1% — снижение цен на нефть и газ. Почти половина наших сограждан (48%) затруднились ответить.
Итак, дефляции в России нет, а инфляция — есть! Но ее темпы роста, по оценкам людей, замедляются. Так, в феврале 2009 года по сравнению с июнем 2008 года с 79 до 58% сократилась доля россиян, полагающих, что инфляция очень высокая. Напротив, выросла доля тех, кто полагает, что темпы роста цен умеренные — с 16 до 30%.
Чем крупнее населенный пункт, тем его жители более склонны оценивать инфляцию как высокую: 71% москвичей и петербуржцев против 51% селян. Напротив, умеренный рост цен чаще отмечают жители средних, малых городов и сел (32-35%).
Быстрее всего, по оценкам опрошенных, растут коммунальные платежи: 67% россиян полагают, что их стоимость значительно выросла (в октябре 2008 года таких было 49%). Что касается остальных продуктов, то по сравнению с октябрем прошлого года снижается доля тех, кто отмечает значительное увеличение их цены: мясо и мясопродукты (с 66% до 53%), овощи и фрукты (с 53% до 43%), молочные продукты (с 56% до 34%), хлебобулочные изделия (с 51% до 27%), бензин (с 45% до 14%).
Среди товаров, цены на которые выросли незначительно, лидируют молочные продукты — 43% россиян полагают, что они незначительно подорожали, причем с октября 2008 года доля таких респондентов выросла с 31%. Наши сограждане также стали чаще отмечать, что цены выросли, но незначительно, на такие товары, как хлеб (с октября 2008 года доля таких респондентов выросла с 34% до 40%), мясо (с 23% до 30%), овощи и фрукты (с 29% до 38%). Только в отношении бензина и коммунальных платежей наблюдается уменьшение количества россиян, по мнению которых они лишь незначительно подорожали (с 14% до 11% и с 23% до 19% соответственно).
Растет доля россиян отмечающих, что цены на товары не изменились. Среди таких продуктов первое место занимают хлебобулочные изделия — 27% полагают, что их стоимость осталась прежней (в октябре 2008 г. — 11%). Еще 17% наших сограждан полагают, что не претерпела изменений стоимость бензина (в октябре — 11%), 14% — молочных продуктов (в октябре — 6%), 10% — овощей и фруктов (в октябре — 9%), 8% — мяса и мясопродуктов (в октябре — 4%).