Вроде бы немало всего произошло за неделю, но начну не с прошедшего, а с будущего. День Победы, праздник, значения которого время умалить не может… Или все-таки годы делают свое дело, и чем меньше остается живых свидетелей той великой войны, тем слабее звучит победная тема?
Во всяком случае, не усиливают ее разного рода попытки вбить клин между теми, кто победу в Великой Отечественной по-прежнему связывает с именем генералиссимуса Сталина, и теми, для кого эта фамилия ассоциируется совсем с иными событиями. К разряду таких «мелких пакостей» относится сомнительная акция со «сталинобусами». Организаторы ее, похоже, даже не ставили перед собой конкретной цели, и четких критериев – ни политических, ни моральных – у них нет. Можно бы сравнить их с несмышленой ребятней, которая, стоя на берегу, бездумно бросает в воду камешки и наблюдает, как далеко разойдутся круги. Но беда в том, что взбудоражить им удалось тысячи россиян. Место ли портрету Сталина на автобусах – обсуждение этой темы, что свойственно Интернету, сразу приобрело гипертрофированные формы. Жаль лишь, что в нем не участвует подавляющее большинство тех, кто жил при сталинском режиме: наши старики не пользуются «всемирной паутиной», хотя им-то есть что сказать «за» или «против».
Что касается традиционных мероприятий, нового добавить почти нечего. Разве что томский губернатор Сергей Жвачкин впервые встретился с ветеранами в канун праздника, и его слова, обращенные к участникам встречи при желании можно растолковать двояко: «Я приношу извинения за всех руководителей служб областной администрации, если вас когда-то кто-то обидел. Такое бывает»… Мол, терпите, старики: чиновничье равнодушие – не самая большая беда, какую вам довелось пережить. Хотя как раз для этих очень немолодых людей каждое такое оскорбление безразличием может стать последним. Просто в силу возраста.
Словно в продолжение: как-то покоробил небольшой инцидент, случившийся при подготовке к празднованию Дня Победы в областном центре. Как безмятежно, чисто по-чиновничьи пояснила сотрудница мэрии, ответственные лица просто не успели (или не сочли нужным?) предупредить пятьсот с лишним человек, что репетиция парада переносится из-за плохой погоды. Кстати, отменившему мероприятие военкому это тоже чести не делает…
Меня наверняка попрекнут: говорю о частностях, когда на политическом олимпе России происходят такие события. А какие, позвольте вас спросить? Это что, парадная церемония вступления в должность президента В.В. Путина – событие? Нет, это просто красивая картинка, иллюстрация к давно случившемуся, не более того. Разве что степень державного умиления на этот раз зашкалила до невозможности. Кому как, а я при звуках гимна замечательного композитора Глинки автоматически начинаю напевать «Славься, славься, наш русский царь!», а потом нервно озираюсь: где тот царь, за которого и жизнь отдать не жалко?! Про благословение патриарха на царство… тьфу, на президентство я уж и не говорю.
Или, может, ожидаемое назначение Д.А. Медведева на должность председателя правительства РФ – это событие? Помилуйте. Вот если бы Государственная Дума его не утвердила, стоило бы порассуждать о принципиальности парламентариев. Однако, даже учитывая, что эти строки пишутся еще до момента голосования, предположение об отрицательном исходе безосновательно. Расклад очевиден: для утверждения кандидата на должность премьера необходимо простое большинство – 226 голосов; «Единая Россия» располагает 238 мандатами, у ЛДПР – 56 голосов… Операция «Рокировка» достигла завершающей стадии, только и всего.
О чем сегодня стоит говорить без иронии и даже с изрядной долей тревоги, так это массовые выступления в Москве, сопутствующие инаугурации президента, и последовавшие задержания мирных горожан полицией. Оговорюсь: сама я не сторонница протестных действий, в лучшем случае, могу быть сочувствующей. Хотя то, что вытворяют записные «оппозиционеры», играя на искреннем недовольстве многих россиян властью, по моему мнению, не лезет ни в какие ворота. Но речь даже не о них.
Прошлогодние выступления на Болотной площади, на проспекте Сахарова, несомненно, вызывали уважение. Причины многотысячных акций имели под собой реальную почву и, главное, прошли они без малейших эксцессов. Но в «Марш миллионов» не переросли: пафос выступлений исчерпан, цели не ясны, акции все более превращаются в демонстрацию кучки организаторов. (Пустить в небо с десяток воздушных шаров, адресуя их Путину, как это было 6 мая в Томске, – занятие безобидное, но и явно бессмысленное). Что дальше?
Очевидно, выразить свое несогласие с кандидатурой Путина-президента разумнее было посредством голосования. Но именно в те минуты, когда переходила передача власти от одного избранного президента к другому, люди вышли на улицы. Градус протеста вновь подскочил. И теперь остудить его уже ринулись полиция и ОМОН – только что не под звуки «Славься!»… Даже самого аполитичного наблюдателя эти события невольно наводят на мысли о характере будущего правления. И это тот случай, когда хотелось бы усомниться в своей – либо чьей-то еще – прозорливости.
Лина Лосева
Фото: Валерий Балдин