Русский бунт, согласно известному определению Пушкина, – «бессмысленный и беспощадный». Конечно, со времен пугачевского восстания бунтовщикам ноздри рвать перестали, и названия государственных карательно-усмиряющих органов многажды поменялись за два с лишним века. Но нет-нет, да и выплескивается народ на улицы с безудержным стремлением крушить все подряд, с одной стороны (причем всегда основным объектом ненависти выступает действующая власть). И тогда с другой стороны на эту вольницу, естественно, обрушивается карательная сила государства, хоть и облеченная в несколько более цивилизованные формы.
На такие вот размышления натолкнули меня последние протестные события в Москве. Одни называют их разгоном мирных манифестантов, другие трактуют произошедшее с официальной точки зрения – как провокацию группы лиц, настроенных к власти особенно воинственно. Право, я скептически отношусь к оценкам, данным, к примеру, в репортажах Первого канала, но и не разделяю запал современных «бунтовщиков», ибо извечную бессмыслицу бунта сегодня они доводят до абсурда.
Тем более удивила и обрадовала своей подчеркнутой миролюбивостью «прогулка с писателями», на которую в воскресенье пригласил москвичей литератор Борис Акунин. Если все те акции протеста, что происходили в столице в начале мая, не вызывали особого желания к ним присоединиться, то поучаствовать в таком нетрадиционном по форме шествии наверняка хотели бы многие из тех, кто сейчас читает эти строки. И компания, что ни говори, подобралась там достойная… «Прогулка» должна была стать своего рода «асимметричным ответом» на массовые задержания активистов, которые последовали за беспорядками на «Марше миллионов» 6 мая. Но еще более «ассиметричной», если позволительно так выразиться, оказалась реакция властей: столичные гаишники предупредительно останавливали движение, а омоновцы чуть ли не ручкой махали вслед «гуляющим»!
В Томске, полагаю, именно подобная «прогулка с писателями» – да просто с хорошими, умными, адекватными людьми – имела бы успех. Тем более что местные власти пока не проявляли особой агрессии к разномастным акциям протеста, то ли в силу малочисленности их участников, то ли по причине глубоко запрятанной внутренней интеллигентности. Но… Пока в столице Акунин созывал собратьев по перу, в нашем областном центре всего лишь провели фестиваль «Томская книга» в Пушкинской библиотеке. Событие, безусловно, высококультурное, но, увы, ничем не примечательное.
Тем временем в пятницу Общественная палата Томской области заслушала и приняла в первом чтении доклад о состоянии гражданского общества в регионе. Я никакой не специалист в социологии, и потому меня насторожила цифра, приведенная в документе: в ходе соцопроса, целью которого было выяснить степень желания и конкретного участия людей в общественной деятельности, были опрошены 800 жителей региона. Всего? Этого достаточно для того, чтобы представить объективную картину в области с населением более миллиона? Ну, им, социологам, виднее…
Был еще и второй соцопрос, в нем участвовали представители самих некоммерческих организаций. Так вот, по их мнению, главным достижением 2011 года является усиление государственной поддержки общественной деятельности. «Дальнейшее свое развитие некоммерческие организации видят в повышении собственного профессионализма – до той степени, чтобы государство могло покупать у них услуги», – подчеркнул докладчик. Либо я ошибаюсь, либо это можно трактовать примерно так, что наши общественники прикормлены властью и потому всем довольны.
Чтобы не впасть в теоретизирование, в завершение приведу конкретный факт из томской политической жизни минувшей недели. Наконец-то – а мы уж и не чаяли! – прояснилась дальнейшая судьба депутата Куяновского сельского поселения Виктора Кресса (словно бы ранее над ней сгустились тучи). Губернатор Сергей Жвачкин принял решение выдвинуть кандидатуру бывшего главы региона на пост сенатора Совета Федерации РФ от Томской области, о чем и заявил в субботу в ходе внеочередной конференции регионального отделения партии «Единая Россия».
Впрочем, можно даже и согласиться со Жвачкиным, который так пояснил свой выбор: «У меня вопрос – кто еще в Москве больше знает коридоров, чем Кресс?». Тем паче Сергей Анатольевич добавил: «Кроме того, что я губернатор, я еще и мужчина, и свое слово сдержу. Поэтому говорю, Кресс будет выдвинут мною в сенаторы от Томской области, закончим на этом». Итак, в своем новом статусе Виктор Кресс будет представлен депутатам и общественности на очередном собрании Законодательной Думы Томской области 31 мая. И на этом мы тоже, пожалуй, закончим.
Лина Лосева
Фото:liveinternet.ru