В выходные в Томске прошли два шествия – вроде и не политические, но с подтекстом. 19 мая отмечали 90-летие праздника, который в СССР назывался Днем пионерии. Ребята из молодежных общественных организаций со старшими товарищами прошагали от площади Ленина до Ново-Соборной с флагами и музыкой; многие по незабытой еще традиции надели пионерские галстуки. А назавтра, 20 мая, почти тем же маршрутом и в то же время прошел крестный ход в рамках Дней славянской письменности и культуры памяти Кирилла и Мефодия, с иконами и хоругвями.
Памятник вождю пролетариата и часовня Иверской иконы Божьей матери пока мирно соседствуют на центральной площади города. Хотя само это сосуществование символов-антагонистов служит постоянным общественным раздражителем и причиной споров, то затухающих, то вспыхивающих с новой силой. Толчком к очередному такому всплеску эмоций, кажется, должна была стать случайная стыковка двух идеологически несовместимых празднеств, пионерского и православного. (Помните советский фильм «Бронзовая птица»? Был там стишок: «Пионеры юные, головы чугунные, сами оловянные, черти окаянные!»). Но ничего, как-то обошлось без усиленного морального мордобоя в Интернете.
От шествий праздничных – к делам собственно политическим: к закону о митингах. В пятницу Государственная Дума РФ решила перенести рассмотрение законопроекта об ужесточении наказания за нарушения на митингах на 22 мая, то есть сегодня думцы должны вновь обсудить законопроект и принять его в первом чтении. Напомню, что «ужесточающий» документ внес в Госдуму депутат от «Единой России». По мысли единороссов, вместо нынешних двух тысяч рублей виновным придется платить до 1,5 млн, к тому же законопроект предусматривает введение наказания в виде исправительных работ. Депутаты от «Справедливой России» сгоряча заявили, что фракция не будет голосовать за документ в подобной редакции, вот и посмотрим, справедливость в чьем понимании восторжествует по прошествии трех дней.
«Если хотят превращать свой «Марш миллионов» в бардак, то и пусть готовятся платить за это миллионами рублей», – эта законодательная угроза в первую очередь адресована, конечно, участникам стихийных акций в Москве. К минувшей пятнице лагерь оппозиционеров на Чистых Прудах под симпатичным названием «Оккупай Абай» уже деловито разогнали омоновцы, и столичные благоустроители зачищали территорию. Обитатели лагеря переместились в сквер у станции метро «Баррикадная», потом, гонимые властями, подались еще куда-то…
Тем временем за несокрушимыми стенами Кремля президент решал кадровые вопросы. Надо сказать, этому рутинному процессу Путин сумел придать характер сенсационности – взял, да и предложил начальнику цеха «Уралвагонзавода» Игорю Холманских стать его полномочным представителем в Уральском федеральном округе! А тот, как нетрудно догадаться, предложение незамедлительно принял.
Холманских стал известен в декабре 2011-го, после прямой линии с тогда еще премьером Владимиром Путиным. Во время эфирного включения из Нижнего Тагила будущий полпред выразил готовность приехать в Москву «с мужиками» и «защитить стабильность» от демонстрантов, раз уж этого не может сделать полиция. Фраза «мы с мужиками» спровоцировала вал насмешек в Интернете, зато президент, судя по всему, столь горячую любовь оценил. Теперь политологи теряются в догадках, что означает новое назначение – то ли новый тренд в кадровой политике главы государства, то ли начало кампании по дискредитации полномочных представителей президента.
Впрочем, полпред – должность скорее показушная, хоть и произносится с придыханием (надзиратель над губернаторами!). Другое дело – правительство России, новый состав которого стал известен вчера ближе к вечеру. Как-никак, министров назначают, чтобы они выполняли определенный круг реальных обязанностей, по крайней мере, хотелось бы так думать. Итак, как и обещал премьер-министр Медведев президенту, правительство примерно на три четверти состоит из новых людей, но – до экстраординарных назначений дело не дошло. (Это, образно говоря, если бы малоизвестная, хоть и преданная партии власти кухарка вдруг была бы поставлена у государственного руля).
Сама структура правительства практически не изменилась. Пунктирно: сокращен пост одного из двух первых вице-премьеров; ушел вице-премьер Игорь Сечин; введен пост министра по развитию Дальнего Востока; образовано новое министерство по связи с т.н. открытым правительством; министерство здравоохранения и социального развития разделилось надвое… В общем, не вижу смысла «перечислять весь список», его вы без труда найдете на сайте правительства РФ, а комментарии к пофамильному составу – на десятках других ресурсов.
Например, экс-министр финансов Алексей Кудрин новый кабинет министров оценил так: «Ему предстоит тяжелая, часто неблагодарная работа. В нем есть много достойных персоналий. Однако не могу не отметить, что это технический кабинет. Это не правительство прорыва». Пожелать, что ли, министрам удачи?
Лина Лосева
Фото: bosonogoe.ru