На прошлой неделе много говорили о самых разных аспектах демократии, от реформирования Совета Федерации до регистрации некоммерческих организаций, имеющих зарубежные источники финансирования.
Президент Путин даже подписал указ о создании нового управления – «по применению информационных технологий и развитию электронной демократии». Правда, чем будет заниматься еще одна президентская структура внутреннего пользования, пока неясно; предполагается, что в задачи управления будет входить, в частности, взаимодействие с «Открытым правительством» – системой скорее виртуальной, призванной демонстрировать демократические потуги федеральной власти.
Право, наблюдая, как разрастаются все эти управленческие надстройки и пристройки, поневоле начинаешь считать деньги в чужом кармане – ведь синекура же чистой воды! Судите сами: только в управлении внутренней политики президента полторы сотни штатных единиц, а всего в недрах Кремля функционирует 18 подобных структур. Страшно подумать, экая прорва народу кормится от «виртуальной демократии», и сытно кормится…
Однако по части синекуры какому угодно вновь создаваемому органу даст фору старый добрый Совет Федерации РФ. Настолько старый и замшелый, что даже его председатель Валентина Матвиенко сама записалась в реформаторы (ну, надо же чем-то заниматься, кроме как штамповать на выходе всеми одобренные законы). А на неделе верхнюю палату российского парламента посетил опять-таки президент, который заявил: «Совет Федерации должен формироваться с учетом волеизъявления избирателей». И добавил еще: «Сенаторский корпус должен состоять из людей, непосредственно связанных с регионом». В общем, открыл нам глаза на глубинную сущность этой невнятной структуры.
Правда, сразу обнаружилась закавыка. В соответствии с новым законопроектом кандидат на пост губернатора должен будет идти на выборы вместе с тремя сторонниками, один из которых и станет в итоге сенатором. Мало того, что с предстоящими выборами глав регионов и так сплошная головная боль, но, памятуя печальную практику 90-х годов, где гарантия, что некие олигархические или, не дай бог, криминальные структуры, финансируя предвыборную кампанию губернатора, не потащат своего ставленника в сенаторы? Попросту говоря, если нынешний Совет Федерации является хлебным местом для региональных экс-губернаторов и экс-депутатов, как бы ему не «реформироваться» в компанию «жуликов и воров» с государственными мандатами.
Подобные опасения Путину деликатно высказала сенатор Людмила Нарусова. На что Владимир Владимирович ответил: мол, опасения он разделяет, но «…такая угроза, на мой взгляд, купируется вот этой публичностью процесса. Хотя надо подумать и над другими инструментами, которые бы полностью исключили развитие ситуации по тому сценарию, который вы сейчас описали».
Знаете, журналисты Первого канала усмотрели символичность в том, что законопроект, изменяющий порядок избрания членов Совета Федерации, совпал по времени с масштабным ремонтом его здания. Что ж, замазывать и подкрашивать старые трещины и дыры у нас умеют… И еще любят шило на мыло менять. Например, оставил экс-президент Медведев стране в наследство закон о выборах губернаторов. И регионы призадумались – а что делать-то с этим наследством? Куда как проще было, когда губернаторов попросту назначал глава государства. А теперь вроде и вернули право демократического выбора, но с такими оговорками, что избиратель, когда дойдет до дела, чертыхнется да плюнет на эти хитрые выборные процедуры.
Борис Мальцев, ныне рядовой депутат областной Думы, по ходу обсуждения закона о выборах губернатора Томской области заметил: «Итого 160 человек выбирают нам губернатора. А 800 тысяч голосует. Идея здесь – заповедь демократии». (Поясню: кандидат должен заручиться поддержкой 10 процентов депутатов и глав муниципальных образований, избранных всенародно. В Томской области кандидата, претендующего на кресло главы региона, должны поддержать 159 таких «статусных лиц»). Вот и пойми нашего местного мудреца – то ли он охаял документ, то ли одобрил.
…А собственно, что мы все о демократии да о выборах? Меня вот чрезвычайно порадовала новость из местных геополитических сфер: Томск вошел в «Сеть главных городов Азии»! Это такая уважаемая организация, в коей числятся Токио, Сингапур, Бангкок, Сеул и пр. «Томичи не только присоединились к клубу самых экономически перспективных городов азиатского региона, но также получили возможность обмениваться опытом и участвовать в реализации проектов, направленных на улучшение жизни горожан», – гласит пресс-релиз. Всего один вопрос: кто конкретно из томичей сможет поучаствовать в этом обмене опытом? В просторечье именуемом турпоездками за бюджетный счет?
Лина Лосева
Фото: inmkad.ru