С нелегким сердцем пишу я сегодняшний обзор. Нет привычного задора, боевитого настроя, и вообще, какие-то мрачные рисуются перспективы. С чего бы вдруг, скажете вы? Да с того самого: депутаты Госдумы РФ приняли законопроект, который предполагает возвращение в Уголовный кодекс статьи о клевете. Признавая этот факт безусловно малоприятным и даже угрожающим, автор вовсе не расписывается в клеветнической сущности своей журналистской работы. Отнюдь! Но ведь у нас, в России, как? Человек предполагает, а законодатель располагает.
Принятый в пятницу, 13 июля, закон предусматривает не только возвращение статьи о клевете из административного кодекса в уголовный, но и существенное увеличение штрафов – с 200 до 500 тысяч рублей (или обязательные работы на срок до 160 часов). За то же преступление, совершенное с использованием служебного положения, наказание куда суровее – штраф в размере до двух миллионов рублей, ну, а клевета, соединенная с обвинением в совершении тяжкого преступления, потянет уже на 5 млн. Депутаты воспылали такой ненавистью к клеветникам, что изначально предлагали в качестве наказания и тюремное заключение на срок до пяти лет. Не поверите, но пришлось вмешаться президенту, чтобы Госдума поумерила пыл.
И кто же выступил инициатором возвращения статьи о клевете в УК? Понятно, что единороссы, но кто конкретно? Да депутат Александр Хинштейн, все еще мнящий себя журналистом; пожалуй, это один из самых постыдных моментов во всей законотворческой истории – или истерии – последних дней.
В своем Твиттере этот небезызвестный деятель написал: «Вместе с группой коллег вносим поправку о восстановлении уг. ответственности за клевету: ст. 129 УК РФ. Считал и считаю ее ликвидацию ошибкой». Не это ли образчик чистоты помыслов и дел, скажет кто-то. Помилуйте! Вольно ратовать за борьбу с клеветниками депутату, облаченному в броню неприкосновенности. И плевать он хотел на свою репутацию. Но для большей части журналистов и блоггеров вступление законопроекта в силу означает окончательный переход на минное поле. Как слово наше отзовется, будет судить не читатель, зритель, слушатель, а… правильно, судья и будет судить.
Подчеркиваю: пиетета к журналистской братии я не испытываю, а считать себя святее Папы Римского могут разве что такие вот хинштейны. Но речь-то не о специфике профессии, а об особенностях российского правосудия, давно и метко подмеченных в народной поговорке. Поворачивают его, что твое дышло, и если уж прилетит этой оглоблей по шее, мало не покажется.
Новая статья о клевете, под которую при желании можно подвести любое в запальчивости сказанное словцо, становится в один ряд с только что принятыми законопроектами. Госдума РФ несколько недель штамповала законы, один «резонанснее» другого, с такой скоростью (невзирая на нормотворческие нарушения), что в блогосфере эту деятельность стали иронически именовать «стахановскими подвигами». А как действуют новые законодательные нормы? Да они заведомо таковы, что до греха лучше не доводить. Вот, к примеру, намедни в Мурманске отменили велопробег «Критическая масса»: полиция сочла, что акция в защиту прав велосипедистов попадает под действие обновленного закона о митингах. И организаторы не полезли на рожон – их можно понять, учитывая, что максимальная сумма штрафа для физических лиц увеличена до 300 тысяч рублей.
Конечно, записные оппозиционеры – не мирные велосипедисты, их штрафами не запугаешь. Отчего, кстати, особенно спорным представляется еще один нашумевший закон – об «иностранных агентах», то бишь о некоммерческих организациях, финансируемых из-за рубежа. Все-таки двести тысяч НКО для матушки-России, кажется, многовато – на что существуют, чем занимаются?
Но пока народ разбирается, кто чей агент, Общественная палата РФ – сами же общественники! – уже подготовила законопроект о волонтерах. «Он будет направлен на то, чтобы помочь благотворительным и общественным фондам юридически оформлять отношения с добровольцами и упорядочить юридическую ответственность», – утверждает автор концепции. Я себе это представляю примерно так: захотел ты помочь пострадавшим от потопа в Крымске – собери разрешения, зарегистрируйся, упорядочи свою ответственность, тогда и езжай себе в зону бедствия. Если там кто живой останется…
Обидно бывает, когда другой автор твои же собственные мысли успевает выразить точнее и раньше, чем ты сам. И все же вот ссылка:
http://www.gazeta.ru/column/bovt/4674281.shtml «…В стране сгущается атмосфера запретительства. Охранительная идеология считается единственно правильной. Обстановка запретов и ограничений противопоказана какому бы то ни было творчеству, мечтаниям, модернизации, новаторству. Над бескрайними просторами страны распростерлись два лозунга — «Как бы чего не вышло!» и «Тащить и не пущать!».
Увы, не мне одной рисуются мрачные перспективы, господа.
Лина Лосева
Фото: skuky.net