На скамье подсудимых оказался 25-летний выпускник ТПУ Сулейман Асадуллин. В вузе характеризовался положительно, как гражданин, обладающий высокими моральными качествами. Во время студенчества молодой человек увлекся исламом и погрузился в религиозное учение настолько глубоко, что изменил свое имя Дмитрий на Сулейман. Регулярно совершал религиозные обряды.
Январь, 2010-го. Томич через Интернет обратился к неустановленным представителям незаконных вооруженных формирований, входящих в состав запрещенной террористической организации «Имарат Кавказ».
Кавказский эмират – идея создания исламского государства на территории Северного Кавказа. Имарат был провозглашён в октябре 2007 года президентом Чеченской республики Ичкерия Доку Умаровым. Организация представляет собой сепаратистско-террористическое исламистское подполье, охватывающее Дагестан, Чечню, Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию, а также вооружённые отряды, действующие в горных районах этих республик. Различные группы, составляющие движение, объединены религиозной идеологией и используемыми методами – вооружённой борьбой против российской государственности на Северном Кавказе, местных органов власти и российских силовых структур. В основе идеологии движения лежат идеи джихада. В феврале 2010 года Верховный суд РФ запретил деятельность «Имарат Кавказ» в России, признав организацию террористической.
По данным следствия, житель Томска предложил представителям организации финансовую помощь для осуществления джихада, то есть вооруженной борьбы против российской государственности на Северном Кавказе, насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России.
Февраль, 2010. После получения по электронной почте уведомления о готовности принять такую помощь и реквизитов предполагаемого получателя, молодой человек перевел боевикам 115 долларов США. Правда, как отмечается в сообщении прокуратуры, личность представителя боевиков следователям установить не удалось.
«При этом ему было известно, что основной формой действий незаконных вооруженных формирований, входящих в состав «Имарата Кавказ», является совершение террористических актов, обстрелов и подрывов, а также иных акций устрашения в отношении сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, представителей власти и духовенства», — информирует прокуратура.
Расследованием данного факта занимался следственный отдел ФСБ России по ТО. Перевод средств был полностью доказан.
В судебном заседании адвокат, подчеркивая незначительность суммы, назвал своего подзащитного горе-террористом. Но государственный обвинитель обратила внимание суда на ряд важных моментов. Во-первых, с точки зрения законодательства размер суммы не имеет значения, поскольку данное преступление носит исключительную общественную опасность. Во-вторых, для студента вуза 115 долларов не такие уж незначительные деньги, и именно это свидетельствует о вполне продуманных и осознанных действиях «горе-террориста». В-третьих, ошибочно было бы предполагать, что он просто «заблудился в религии» – человеку любого вероисповедания не нужно сегодня объяснять смысл понятия «джихад». (При этом личных мотивов, которые могли бы подтолкнуть подсудимого к мести, у него не было: родился и вырос вдали от горячих точек – уроженец г. Братска Иркутской области.)
В коротком последнем слове подсудимый признал, что «попал под пропаганду», и просил о снисхождении.
На следствии и в судебном заседании Асадуллин свою вину в совершении преступления признал полностью. Однако с учетом высокой общественной опасности преступного деяния государственный обвинитель заместитель прокурора области Татьяна Мелихова ориентировала суд на его осуждение к реальному лишению свободы.
Апрель, 2012 года. Томский областной суд, оценив все обстоятельства совершения преступления, его тяжесть, данные о личности подсудимого, признал томича виновным в содействии террористической деятельности. Суд приговорил подсудимого к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Адвокат осужденного подал кассацию о пересмотре приговора.
Июль, 2012. Как сообщили корреспонденту редакции портала tomsk.ru, приговор Асадуллину пересмотрен, смягчен и уже вступил в законную силу.
За оказание содействия террористической деятельности в форме финансирования, с учетом определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, установленных фактических обстоятельств совершенного преступления, степени его общественной опасности, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих обстоятельств виновный осужден к 2 годам лишения свободы в колонии-поселении.
Наказание за финансирование терроризма (статья 205.1 УК РФ) предусматривает лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом до 500 тысяч рублей либо в размере зарплаты, иного дохода осужденного за период до трех лет. Если же преступление совершенно лицом с использованием своего служебного положения, тогда наказание жестче – лишение свободы от 8 до 15 лет со штрафом от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
В Томске приговор по статье «Финансирование терроризма» был вынесен впервые. Да и для России подобные дела редкость.
Ответственность за «финансирование акта терроризма либо террористической организации» была прописана в УК РФ еще 10 лет назад. Под финансированием терроризма в Уголовном кодексе подразумевается как финансирование конкретных терактов, так и деятельности организаций, созданных для совершения преступлений террористического характера: систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу; материальная поддержка членов организации; покупка недвижимости для ее деятельности; предоставление средств на снабжение автотранспортом, оружием, документами; финансирование взяток.
Фото: kp.ru