С 13 по 19 июля во дворе Томского областного краеведческого музея образовался небольшой островок Европы. Точнее, маленькая часть лужайки, где расположились артисты странствующего швейцарского цирка Giroldon со спектаклем «Дурак».Семейная пара – Альберто Фолетти и Ленка Махонинова-Фолетти – путешествующие на белом фургончике актеры — основные и единственные участники своей труппы. Они оказались в Томске совершенно незапланированно, по приглашению томичики, с которой познакомились в Петербурге.
7 часов вечера, на лужайке, залитой мягким солнечным светом, стоит небольшой ярко-желтый шатер. Рядом на прищепках висят рисованные открытки, на столе – обшарпанный винтажный ящичек, в котором лежат билеты на представление, вокруг вкусно пахнет цветами. Ленка и Альберто в необычной, как будто из сказочных декораций, одежде и смешных ботинках с улыбкой рассказывают о том, в какой последовательности зрителям нужно заходить в «зал».
«Сначала заходят маленькие дети, их нужно усадить на передний ряд – чтобы им все было видно. Затем – вы, большие дети», — говорит на беглом русском Ленка. Она учила его в Чехии, откуда сама родом. Альберто знает язык хуже, но спектакль «Дурак» актеры играют все-таки на смеси русского и итальянского.
«Зал» маленького желтого шатра набивается под завязку, и начинается представление необычного цирка. Ленка и Альберто преисполнены искренностью и абсурдом. С первых минут спектакль никак «не клеится» – пара пытается жонглировать, показывает акробатический номер, но вдруг внезапно понимает, что за сценой ходит кто-то посторонний – неизвестный господин – Дурак. Артисты пытаются прогнать его, но тот мало того что не уходит, так еще и вмешивается в последующие цирковые номера, которые «рушатся» на глазах –взволнованные Ленка и Альберто начинают жонглировать не только мячиками, но шваброй,совком для мусора.
«Сейчас мы вам покажем номер, который показываем всегда, когда у нас что-то не ладится», — торжественно провозглашает Альберто, тут же понимая, что сказал что-то не то.
«Ой, простите! Все не так! Это прекрасный номер! Это наша новинка», — поправляет себя Актер в ту же минуту.
Из-за кулис выходит Ленка в нелепом костюме белого лебедя, следом — Альберто в таком же нелепом костюме охотника. И снова все не ладится, в их сцену опять вмешивается странный господин (его актеры, успевая быстро перевоплощаться в другой образ, играют по очереди).
Зрители смеются, по-доброму недоумевают. Ленка и Альберто играют не более чем в метре от публики. Позже они сами признаются, что для них очень важно находиться в максимально близком расстоянии от тех, кто сидит рядом – для того чтобы возникало единство эмоций.
«И вот, смертельный номер!». Альберто собрался разрубить топором яблоко, которое в это время стоит у Ленки на голове.
«Нет! Дело пахнет керосином», — пугается она и убегает за кулисы.
В этот момент на помощь неожиданно приходит Дурак, он накидывает себе на голову ткань, ставит туда яблоко, и Альберто разрубает фрукт напополам. Раздается хруст, зрители напуганы. Но, о чудо, странный господин открывает лицо и достает из-под своей макушки кочан капусты.
Раздаются аплодисменты, странного господина приняли в актерскую труппу.
Спектакль проходит на одном дыхании, после него зрители не спешат расходиться. Кто-то дарит актерам небольшие подарочки – цветы, сибирское малиновое варенье, кто-то говорит теплые слова и берет автографы.
«Спасибо, вы действительно заставили мня сегодня вернуться в детство!», «Своим спектаклем вы делаете нас лучше», — в ответ на эти слова Ленка и Альберто улыбаются.
В белом фургончике цирк Giroldon путешествует по всем странам Европы, от Швейцарии до Польши, от Дании до
Италии уже 23 года. В России они четвертый раз, в Томске — первый.
«В Сибири публика немного «замерзшая», более холодная. Мы – южные люди, не привыкли этому», — признается Ленка.
«Но когда мы начинаем играть, как правило, зрители начинают «оттаивать», становиться более открытыми, и это замечательно, то, как нас приняли в Томске, нам очень понравилось», — добавляет она.
Следующим городом, в который поехали путешествующие артисты Giroldon, стала Москва.
Анастасия Барей