Реальность (на этот раз в лице главы правительства РФ) вновь внесла коррективы в тематику обзора. Не то чтобы Медведев такой уж великий политик, да и заглянул он в Томск мельком, но – надо соответствовать. Впрочем… Да был ли вчерашний визит премьера, или его паровозным дымом навеяло?
Накануне местный «Белый дом» ограничился скупым сообщением пресс-секретаря губернатора о том, что официальной информации о приезде председателя правительства в Томск нет. Когда планы премьера поменялись, обладминистрация упорно хранила молчание (притом что РИА «Новости», например, освещало блиц-визит подробно). А к полудню журналистам кулуарно сообщили: «Дмитрий Медведев покинул Томск через три часа после приезда». Уже! Дорога из Омска, и та отняла куда больше времени.
В общем, с этой своей внеплановой поездкой Дмитрий Анатольевич управился в рекордные сроки, спасибо юбилярам-железнодорожникам. Хотя, по сути, этакий крюк по железке он проделал зазря.
Аномальная жара, словно по заказу, спала, хотя завтра-послезавтра синоптики опять, как назло, обещают 30 с плюсом. Смог над областным центром уже несколько дней как рассеялся, и наш суровый Роспотребнадзор поспешил сообщить, что «загрязнение воздуха продуктами горения в населенных пунктах ряда регионов Сибири, находящихся в зоне природных пожаров и задымления, по состоянию на воскресенье, не зарегистрировано».
С заболеваемостью, по оценке Минздрава, ситуация у нас тоже «в целом совершенно спокойная», «в привычных для этого времени года значениях». И ухудшения не предвидится, даром, что ли, Медведев поручил министру здравоохранения «держать под персональным контролем ситуацию с оказанием помощи пострадавшим из-за аномальной жары». В образцовую пожарную часть, куда привезли премьера, звонков о пожарах поступает мало («непожароопасный период в городе», пояснила сотрудница ПЧ), в комнате отдыха и психологической разгрузки стоит аквариум и играет успокаивающая музыка… Лепота, одним словом.
Представляется картинка: в своем литерном спецвагоне Дмитрий Анатольевич мягко так, интеллигентно распекает главу МЧС: «Ну, вы чё, вообще? За каким лешим мы сюда поперлись? Я вам председатель правительства, а не хухры-мухры, чтоб за семь верст киселя хлебать!».
На самом-то деле замечания и указания, сделанные премьер-министром в поездке по терпящим бедствие областям, оригинальностью не блещут. Настолько, что позволяют ему претендовать на звание «Капитан Очевидность»: «Нужно выяснить причины, кто несет за это ответственность»; «Несмотря на то, что обнадеживающий прогноз, тем не менее, обращаюсь к руководителям регионов, что расслабляться, конечно, не надо»; «Все знают, что причиной пожаров очень часто является неосторожное обращение с огнем»; «Нужно быть во всеоружии». А еще Волга впадает в Каспийское море… Право, не надо быть главой правительства и ехать за тридевять земель, чтобы делать столь очевидные выводы.
Вот бы нам г-на Медведева в Томск вечерком в воскресенье, да сразу на Ново-Соборную, где три добрых молодца с непотребными плакатами устроили пикет «анти-Pussy Riot». Оттуда – прямо в конец проспекта Фрунзе, на концерт под названием «Гражданин поёт» (выразить свое несогласие с методами российской системы правосудия там собралось человек 150 – немного, но больше не вмещал зал). А потом микрофон премьер-министру под нос, и пусть бы рассказал томичам, что он думает насчет несчастных дурех с их панк-молебном. Надо сажать «пусек», и если да, то надолго ли? Может, все же проявить «милость к падшим»?
Хотя, положа руку на сердце, кого в данном случае интересует мнение Медведева и какое значение оно имеет? Да у него и должных навыков словесной казуистики нет. Вот сам президент Путин считает, к примеру, что девушек из Pussy Riot не стоит судить «так уж строго». В Лондоне Владимир Владимирович (воплощение доброты и справедливости!) заявил британским журналистам: «Надеюсь, что они сделают какие-то выводы сами. Тем не менее, окончательное решение должен суд вынести. Я надеюсь, что суд вынесет правильное решение, обоснованное». Словно кто-то может предположить, что в России случается и по-другому. И что в Москве в эти дни не пытаются высшее правосудие подменить «хамовническим».
Кстати, о правосудии. 30 июля Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» (тот самый, возвративший в УК статью об ответственности за клевету, то есть «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию»). С того же дня вступил в силу закон о создании в России единого реестра доменов и сайтов с противоправным контентом. Остается дождаться, кто станет первой жертвой правоприменительной практики.
Лина Лосева