О том, как годовщина того или иного переломного события российской истории спустя совсем немного времени может превратиться в фарс, мне уже доводилось писать в своей колонке. И вот снова 19 августа, памятная дата – в этот день в 1991 году Михаил Горбачев был отстранен с поста президента СССР и власть в стране попытался захватить так называемый ГКЧП.
Беда не только в том, что значительная часть россиян сегодня не в состоянии расшифровать это корявое сокращение (а ГКЧП означает «Государственный комитет по чрезвычайному положению»), ведь даже сакральная аббревиатура «КПСС» не по зубам многим представителям младшего поколения нации. Пожалуй, еще хуже, что люди, имеющие некоторое, пусть отдаленное, представление о событиях августа 1991-го, в память о тех трагических днях устраивают… Как прикажете назвать то действо, которое в воскресенье устроила в Томске кучка «гражданских активистов» по инициативе «Солидарности»?
О его характере красноречиво говорит заголовок одного из информационных сообщений: «На акции в честь августовского путча 1991 года просили Бога «прогнать Путина». В одной этой фразе сконцентрирована вся убогость происходящего, весь тот хаос, что царит в головах организаторов шествия, отсутствие в их публичных выступлениях мало-мальски внятной политической идеи. В действиях самих путчистов логики уж точно было куда больше, когда они предпринимали свою чрезвычайную попытку не допустить подписания нового союзного договора и, тем самым, неизбежного распада СССР.
А теперь, спустя 21 год (возраст совершеннолетия, возраст нового поколения жителей России, выросших вне Советского Союза), «в честь» августовского путча собирается полтора десятка человек, чтобы пройтись с лозунгами по проспекту, свалив в кучу все подряд – свое показное недовольство президентом, осуждение участниц Pussy Riot, собственные нереализованные амбиции, просто желание «постебаться»…
В литературе претенциозную смесь не особо совместимых компонентов с легкой руки Грибоедова именуют «смешеньем французского с нижегородским», но то изящная словесность. Не знаю, существует ли в политике аналогичное образное выражение, ироничное и емкое, для обозначения таких вот акций? Которые настолько беспомощны, что не вызывают интереса даже у томских полицейских в тихий воскресный день?
Да простят читатели мой невольный пафос: изначально настрой автора был вполне мирным, в полном соответствии с тем, как обстоят дела на политических фронтах Томской области. А на них пока относительно спокойно, хотя, как-никак, уже на исходе август, а осенью нынешнего года в Томске и районах пройдут муниципальные выборы. На избирательных участках, между прочим, вновь заработают веб-камеры: как сообщил облизбирком, средства видеонаблюдения будут использоваться 30 сентября на выборах главы Каргасокского района и 14 октября – на выборах глав Асиновского и Верхнекетского районов и депутата Думы Томска по Вузовскому избирательному округу № 1.
В поселениях предвыборная деятельность сейчас протекает в каких-то потаенных глубинах (например, в Томском районе в депутаты местной Думы, по слухам, при поддержке единороссов, вновь метит кто-то из агропромышленной семьи Журавлевых). А в областном центре на роль кандидата по Вузовскому округу открыто предложил себя Андрей Кузичкин, беспартийный самовыдвиженец, ныне заведующий кафедрой Томского института бизнеса. Хотя в его биографии более существенны должности с приставкой «экс» – бывший заместитель начальника департамента по информационной политике, бывший начальник департамента по культуре.
В делах политических Кузичкин поднаторел давно, в те времена, когда губернаторов не назначали, а еще выбирали. Свою склонность к публичности чиновник реализовал, выступая на театральных подмостках, а в «Белом доме» был этаким «серым кардиналом», так что Виктор Кресс в немалой степени и ему обязан своим успехом на выборах 2003 года. У Андрея Александровича уже предвыборный слоган готов: «Умному городу – культурное лицо!»; ничуть не хуже любого другого, смею заметить.
Собственно в областной администрации, после нескольких серьезных назначений прошлой недели, тоже затишье. Разве что вот: пресс-секретарь губернатора Валерий Попадейкин уволился в минувшую пятницу по собственному желанию, проработав на высоком посту всего два с половиной месяца. Как там, в известной песенке? «Пришел ниоткуда, ушел в никуда»…
Да и стоит ли сожалеть об упущенных возможностях? ВЦИОМ недавно представил данные опроса о том, представителям каких профессий склонны доверять россияне. Оказалось, что граждане скорее с недоверием воспринимают политиков, госслужащих, полицейских, а также предпринимателей. Неоднозначно относятся респонденты и к журналистам: 37 процентов доверяют им, 32 – нет. Увы.
Лина Лосева
Фото: ehorussia.com