Накануне к нам в редакцию обратилась 34-летняя томичка Ирина. У нее двое детей младшего школьного возраста, которых женщина просто мечтала отправить летом в лагерь. К сожалению, полная стоимость путевки Ирине не по карману. Средняя цена путевки в детский лагерь 15 тысяч рублей. У Ирины оставалась надежда на льготные сертификаты, которые позволяют приобрести путевку за малую часть ее рыночной стоимости. Раньше их можно было выкупить на трехдневной ярмарке в «Хобби Центре», но в этом году светлые умы из городского департамента образования решили опробовать новую схему – онлайн-регистрацию путевок на сайте мэрии. С одной стороны, идея вполне отвечает современным стандартам, плюс экономия времени. Да и согласитесь, что гораздо комфортнее получить льготный сертификат, попивая чаек перед компьютером, нежели простаивая в очереди?!
Так-то оно так, да не так. Далее я просто предоставлю слово Ирине:
— Понимаете, я с самого утра на сайте мэрии дежурила, ждала. Уж очень хотелось хотя бы одну путевку получить, чтоб дети летом в городе не оставались. И что в итоге? В десять утра сайт вырубился, включился только в начале 12, когда мне все-таки удалось зайти, путевок уже просто не было! Ну как их могли разобрать за такое короткое время?!, — недоумевает женщина.
Действительно, организация продажи путевок вызывает множество вопросов. Если уж мэрия знала о наплыве желающих, неужели нельзя было как-то подготовить сайт и обезопасить его от «падений»? Ну, или хотя бы устроить дополнительную регистрацию, чтобы компенсировать потерянное на отладку портала время?
Когда я обратилась с этим вопросом в мэрию, там мне прозрачно намекнули, что жаловаться на что-то смысла нет. Мол, оформление онлайн-путевок «та же лотерея», и всегда будут находиться те, кто не успел. С одной стороны, ответ в чем-то логичный, с другой… Далее, я просто приведу реакцию томичей на онлайн-новшество. Все комментарии взяты с порталов и форумов Томска, орфография и пунктуация авторов сохранена.
Оптимист: «И выиграют эту лотерею заранее определенные лица (в большинстве своем). И лишь жалкие крохи выбросят в «свободную продажу». Совдепия была, есть и будет есть !!!»
Мама: «Чудесно! Два часа сидела у компьютера — страницу обновляла.
Сначала сайт не работал, потом кончились путевки. Опыт можно признать удачным!»
pdtplf: «Все лучшее детям!? Что Вы!!!!!! В нашем государстве дети не кому не нужны(кроме родитетей). В нашем государстве БЛАГОЕ дело это финансирование ФК «Томи» сами то они не умеют зарабатывать деньги…..да и играть тоже. Или будут финансировать строительство очередного торгового центра. А для детей только ГРОМКИЕ СЛОВА»
Mariann: «Я тоже не смогла зарегистрироваться на сайте! Сначала он зависал, потом 2000 желающих уже были зарегистрированы. А остальным что делать?!!! В прошлом году было 5000 желающих отправить детей в лагерь и им была сделана частичная компенсация в виде сертификата на 10 080 рублей. Что же администрация думает, что 3000 человек не попавших в электронную очередь и без компенсации обойдутся? Или экономят бюджет таким образом?»
Серж: «А что вы хотели сервер не предусмотрен для таких гонок! Кто успел— тот и схватил. Это издевательство! Сначало сервер упал, пока заработал и то с огромным трудом, то и дело все висло. За 1,5 часа ушло 2000 путевок. Это было соревнование — кто быстрее ухватит. Успели только те кто сидел 2 часа перед компом и не работал»
И это лишь малая часть из огромного количества недовольных. Есть, конечно, и те, кому инициатива мэрии пришлась по душе. Но их, по крайней мере, в интернете – меньшинство.
Марго: «Сами виноваты, у меня все получилось. Зашла на сайт в 10:30, за 15-20 минут оформила путевку. Код подтверждения, правда, долго ждала. Но это все равно быстрее, чем в Хобби Центре!»
Кстати, многие из тех, сумел все-таки зарегистрировать вожделенную путевку, признают, что проведение ярмарки–продажи тоже не самый лучший вариант. Томичей не устраивают огромные очереди, небольшое количество путевок. Многие жаловались, что в прошлом году приходилось сутками дежурить возле «Хобби – Центра». Ну просто очередь за колбасой в эпоху дефицита. Обо всех прелестях ярмарочной системы мне рассказала Валерия Ивановна.
Валерия Ивановна: «Чтобы направить внуков в лагерь, зять с дочкой с ночи туда приезжали и в очередь записывались. Потом я с утра дежурила, место караулила. Очень много было конфликтов, все на нервах, кому-то даже плохо стало, кажется. Ну, мы в «Юность» взяли путевки все-таки, но если бы в этом году опять ярмарку устраивали, я бы не пошла. Себе дороже»
Получается, что томичей не устраивает ни старая, ни новая системы распределения льготных сертификатов. А выход из ситуации какой? А пока что никакой. В городском департаменте только анализируют новый опыт. По словам заместителя начальника городского департамента образования Максима Савенкова, в администрации пока не решили, будет ли онлайн-регистрация производиться в следующем году. Поживем – увидим, может еще чего нового придумают. Например, гладиаторские бои между родителями.