Российские бизнесмены и депутаты все чаще предпочитают жить и умирать за границей.
Напрасно рядовые граждане частенько сетуют на абсолютную непредсказуемость жизни в России. События минувшей недели показали, что спокойная обеспеченная старость не гарантируется здесь никому – ни всесильным олигархам, еще вчера рулившим всей страной, ни крупным региональным политикам и бизнесменам, ни ловким коррупционерам разного калибра. Власть и деньги, служащие гарантией стабильности в любых других частях света, в России в любой момент могут обернуться полным крахом, позором и забвением. Вчерашние герои дня становятся беглецами, изгоями и предметом унизительных насмешек со стороны улюлюкающей толпы. Винить ли после этого тех, кто стремится уехать отсюда?
Внезапная смерть бывшего закулисного властителя России 90-х Бориса Березовского заставила всех невольно вернуться в воспоминаниях в смутное время «становления демократии». При этом простое человеческое сочувствие при известии о печальном финале опального бизнесмена выражали лишь немногие читатели и слушатели недобитых оппозиционных российских СМИ. Все остальные почти что торжествовали, смаковали подробности, делали глубокомысленные «патриотические» оценки и выводы, всегда почему-то игравшие на руку нынешней российской власти. Словно не при ней страна бьет мировые рекорды по скорости появления новых миллиардеров. Видимо, новые олигархи, в небывалом количестве выросшие в путинскую эпоху, радикально отличаются от покойного Березовского кристальной честностью и подлинной любовью к России. Ну да бог с ними, со среднестатистическими потребителями государственных СМИ – не для того же кукольные ведущие со стеклянными глазами впаривают им по сто раз на день отредактированную полуправду?
Странно другое: по очереди ушли из жизни почти все, кто являлся идеологом и проводником реформ в нашей стране на заре бурных 90-х и стоял тогда у руля власти – Борис Ельцин, Егор Яковлев, Анатолий Собчак, Егор Гайдар, Виктор Черномырдин, Борис Березовский. Даже бравые и внешне крепкие генералы, такие как Александр Лебедь успели переселиться в мир иной. Зато все их буйные политические оппоненты живы и поныне – Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов, Виктор Анпилов, Геннадий Зюганов… И даже старик Егор Лигачев все еще бодренько топчет землю.
Единственные из стана реформаторов, кто имеет сомнительное удовольствие наблюдать за продолжением российского спектакля не с небес, а среди живых, это начинатель всей Перестройки Михаил Горбачев, и не менее ненавистный толпе Анатолий Чубайс.
Известно, что судьба реформаторов (удачных или не очень) в нашей стране всегда была несладкой и, как правило, недолгой. Впрочем, покойный Борис Абрамович, хоть и привел, по его собственному мнению, Путина к власти, ничего путного в России так и не построил. Наверное, и не мог. Ибо в России что ни задумай, все переиначат, исковеркают и сделают на свой особый лад, не поддающийся ни разуму, ни логике. А неудачи при этом охотно спишут на кого угодно – Чубайса, Березовского, госдеп, масонов, ЦРУ, Троцкого, оппозицию или злых марсиан.
Пока же вся страна оценивала влияние на ее историю личности покойного экс-олигарха, томские политики мучились с вопросом: как поточнее охарактеризовать другого загостившегося за границей бизнесмена и политика — Сергея Кравченко.
Это тот самый депутат, который недавно стал обвиняемым по делу о преднамеренном банкротстве печально знаменитой «Зеленой фабрики» — одного из глобальных проектов прежней областной власти. Кто на самом деле погубил этот блестящий бизнес-план – даже по прошествии нескольких лет сказать очень трудно. На сегодняшний момент следствие по этому делу ведется одновременно в трех разных регионах страны: в Кемеровской области, где Сергею Кравченко принадлежало несколько угольных шахт, в Томской области, где ветер гуляет в пустых корпусах «Зеленой фабрики», и в Краснодарском крае, где, по ряду сведений, томский депутат ведет свой основной бизнес. Сам бизнесмен проводит время на Кипре, подальше от российской Фемиды. По словам его официальных представителей, томский политик восстанавливает на этом курортном острове пошатнувшееся здоровье.
Кстати, второй его компаньон по делу о банкротстве фабрики – Антон Карасев, так же давно переселился на ПМЖ в Чехию, где сейчас довольно успешно развивает свой ресторанный бизнес. И возвращаться в Томск, судя по всему, он не торопится: известно, что бывший напарник Кравченко по скандальному проекту «Зеленой фабрики» был фигурантом сразу трех уголовных дел. Однако каким-то образом сумел вовремя переселиться в более благоприятный для здоровья чешский климат.
В минувший четверг председатель думской комиссии по этике Лев Пичурин осмелился, наконец, напомнить, что Кравченко пропустил уже семь заседаний, а данные в отношении него, как говорится, тревожные. Однако спикер облдумы Оксана Козловская решила, что «никаких решений (по Кравченко) мы принимать не будем».
Понятно, что бывшим чиновникам областной администрации, не очень выгодно напоминать о скандале с «Зеленой фабрикой». И возвращение для дачи показаний самого Кравченко было бы для некоторых крайне неприятным известием: в конце концов, именно Белый дом брал на себя гарантии по доведению проекта фабрики «под ключ». С высоких трибун не раз заявлялось, что фабрика станет «флагманом лесной отрасли области», но дальнейшее показало, что бывшие управленцы Администрации не владели ситуацией, доверившись бог знает каким посулам. А когда дело закончилось крахом и бывшие компаньоны Кравченко и Карасев рассорились, чиновники просто умыли руки, предоставив разбираться следственным органам. Сейчас в деле фигурируют растворившиеся в неизвестности несколько сотен миллионов рублей, недостроенные корпуса комбината и … куча несбывшихся обещаний о возрождении лесной отрасли Томской области.
И можно с большой долей вероятности предсказать, что томские областные депутаты больше никогда не увидят на заседаниях Думы своего коллегу господина Кравченко. Томский бизнесмен и политик, подобно покойному Борису Абрамовичу, абсолютно не нужен здесь никому, кроме следователей, – ни нынешней власти, ни бывшим компаньонам и чиновникам, ни даже своим избирателям. Да и Кипр, как место для восстановления здоровья, получше Лондона будет.