О продаже простаивающей авиакомпании Red Wings Александр Лебедев сообщил в своем «живом журнале»: «Я подписал документы о продаже 100% акций Red Wings группе инвесторов за рубль».
Он также пояснил, что дальнейший простой авиакомпании потребует вливания дополнительных средств, а «к этому никто не готов». Лебедев не стал раскрыть новых собственников, заявив «Коммерсанту», что в ближайшие дни «они сами объявятся».
Источники издания предполагают, что покупатели связаны с предпринимателем Олегом Тиньковым, который в начале марта сообщил о «запуске авиакомпаниии Tinkoff Airlines»). По версии других источников, Red Wings могла купить группа «Гута».
Перед продажей Александр Лебедев избавил Red Wings от части долгов. Он обменял свои 25,8% акций лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» на два транспортных самолета Ан-124 (их сейчас эксплуатирует воронежский «Полет») и на списание задолженности по лизинговым платежам за семь самолетов Ту-204, из которых состоял парк Red Wings. Сумма долга превышала 1,5 млрд рублей.
Ан-124 будут находиться на балансе принадлежащей Александру Лебедеву Национальной резервной корпорации, которая сдаст их в лизинг. Самолеты самой Red Wings сейчас находятся у ИФК, которая готова возобновить сотрудничество, если авиакомпания снова заработает.
Александр Лебедев впервые заговорил о продаже Red Wings в середине марта: из-за остановки авиакомпании 4 февраля она терпела огромные убытки — около 300 млн рублей в месяц. Росавиация приняла решение о приостановке действия сертификата эксплуатанта Red Wings по итогам внеплановой проверки в январе — после серии инцидентов, самым громким из которых стал выезд одного из самолетов компании за пределы взлетной полосы во Внуково. Тогда погибли пять человек.
В Росавиации говорят, что при условии устранения всех нарушений Red Wings вполне может подать повторную заявку на возобновление сертификата, но при этом будет подвергнута «еще более детальной и длительной проверке».
По мнению главы аналитической службы «Авиапорт» Олега Пантелеева, Red Wings можно было бы развивать, ориентируясь на туристическую отрасль, но совместно с крупным туроператором.
Огромные долги — самая распространенная причина, по которой собственники решаются продать свои активы за бесценок. «Ведомости» представляют другие случаи продаж бизнеса за символические суммы.
Газета вспоминает сделку по продаже «Мосмарта»: группа сменила владельца в разгар финансового кризиса, 50% в капитале за долги получил «Сбербанк». Осенью 2010 года банк согласился отдать свою долю владельцу «Седьмого континента» за бесценок — 1000 долларов.
Другой актив «КИТ Финанс» стал одной из первых жертв финансового кризиса осени 2008 года. В октябре 2008 года 90% его акций за символическую сумму 100 рублей были проданы структурам РЖД и «Алроса».
АФК «Система» в апреле 2009 продала ВТБ всего за 60 рублей девелопера «Система Галс», чьи долги к тому времени составляли 3,5 млрд рублей.