Странным образом обилие представителей строительного бизнеса среди томских депутатов который десяток лет не помогает городу справиться со строительным беспределом.
В Томске, в который раз начинают гореть памятники деревянной архитектуры. Причем некоторые дома, как например усадьба Акулова, пытаются уничтожить по нескольку раз подряд. Их тушат, они вновь загораются, дважды и трижды за один месяц. В таких случаях всегда принято спрашивать — кому это выгодно? В прошлом году некоторые немногочисленные городские депутаты пытались создать комиссию для расследований таких поджогов. Но у них не получилось – большинство коллег их не поддержали. Может быть потому, что девять человек из этого большинства являлись владельцами и руководителями всевозможных строительных организаций? А земельные участки в Томске, как известно, немыслимо дороги, особенно в центре города…
Некоторые томские издания, журналисты которых осмелились поименно перечислить доблестных слуг народа, способствующих, по их мнению, беспределу с поджогами «деревяшек», были награждены за свою активность и догадливость повестками в суд. Что тут скажешь? Декларируемая свобода слова и ответственность за свои речи существуют у нас в двух реальностях. В том смысле, что для одних слово – это способ хоть как-то заставить людей проявить свою гражданскую активность и не скатиться в болото тупого потребительского пофигизма. Но такие смельчаки часто оказываются в российском суде, «неправом и нескором», по выражению, кстати, самого Владимира Путина. А другие, защищенные властью, связями, законами и деньгами, используют слово лишь как орудие своей предвыборной рекламы. Но отвечать за свой предвыборный набор слов очень не любят, ни в суде, ни где-либо еще.
Однако вернемся к нашим неприятным делам. Если вы думаете, что только городские избранники народа не могут справиться со строительным лобби, то сильно ошибетесь. Параллельно в Томске раскручивается настоящая кампания по борьбе с «самостроем». Это явление заключается в том, что ушлые представители строительного бизнеса начинают точечную малоэтажную застройку в городе, без надлежащего оформления всех разрешительных документов. Простые жильцы при этом сильно рискуют, потому что городские власти могут через суд добиться сноса самовольно возведенного дома. Но даже если задним числом все необходимые бумаги будут собраны, качество таких строений может оставлять желать лучшего: люди, вместе с новой квартирой сильно рискуют получить стены из тонкого кирпича, «плавающий» фундамент в трещинах, протекающую крышу и прочие прелести. А что вы еще хотите от жилья, которое возведено подпольно, без какого-либо контроля, с одним лишь желанием – поскорее срубить бабла?
Вся прелесть ситуации заключается в том, что рыночная стоимость этих квартир в малоэтажных особняках значительно ниже, чем у крупных официальных строительных компаний, которые заняты возведением панельных многоэтажек. Хотя должно быть абсолютно наоборот: чем меньше квартир в доме, тем должна быть выше их стоимость. Тем более, что большинство такого «самостроя» — это кирпичные дома, а не тонкостенные холодные «панельки». Косвенно это дает представление о том, насколько высоко задирают в Томске цены на жилье некоторые крупные компании, ставшие практически монополистами и занятые возведением преимущественно «панелек». Люди потому и клюют на «самострой»: квартиры в нем значительно дешевле, чем в панельных многоэтажных новостройках. Ради этого некоторые согласны рисковать.
Тем более, что строители, взяв деньги с будущих новоселов, затем начинают шантажировать мэрию волной недовольных дольщиков, чтобы получить все недостающие документы. И, как правило, не без скандалов, но таки получают все требуемое.
Самое замечательное при этом то, что законов, препятствующих этому теневому бизнесу, захлестнувшему Томск практически нет никаких. Хотя проблема существует вот уже более двадцати лет. Это, кстати, к вопросу о том, чем полезным у нас занимается законодательная власть, в лице всенародно избранных депутатов.
Итак, эффективных подробных законов, которые помогали бы прекратить незаконную стройку и уничтожить самовольно возведенный дом, у нас нет. Правда, вот уже который год ходят слухи, что городские и областные депутаты собираются объединить свои усилия и таки засесть за сочинение необходимых статей и правовых актов. А то ведь стыдно сказать – второе десятилетие в «умном городе» нет четких правил, которые бы регулировали порядок строительства и ввода в эксплуатацию жилых зданий. Но когда эти законы будут придуманы? А среди областных депутатов представителей строительного бизнеса, кстати, так же хватает.
Примечательно здесь то, что мэрия буквально кипятком брызжет, когда заходит речь о «самострое»: меры против него должны предприниматься как можно скорее. Ведь незаконные постройки с каждым месяцем растут в Томске, как грибы после дождя, в самых неожиданных местах. Отсюда и ситуация с поджогами «деревяшек»: всякий раз, на месте сгоревшего дома появляется какой-нибудь «новодел», не имеющий никакого отношения к реставрации его исторического предшественника. Однако, по словам представителей городской администрации, пока наши депутаты составят необходимые законы, город буквально затопит волна самовольно возведенных зданий сомнительного качества. Разумеется, денег при этом, недобросовестными застройщиками, будет заработано немерено. А разгребать все проблемы от такого сомнительного жилья придется городским службам, да самим новоселам.