Итак, руководство страны, а заодно и томские областные власти решили обрадовать паству новым телевизионным каналом – «Общественным ТВ». Как обещают, насквозь независимым, кристально честным, максимально приближенным к запросам нации. Прямо днем с огнем не сыскать будет канала лучше, правдивей и светлей. И единственный, кто будет контролировать это чудо, вы не поверите – сам народ. Ну, или туманная субстанция под названием «общество» (то самое, что сейчас активно горюет по блаженной брежневской летаргии). Когда что-то новое появляется на свете, возникает предположение, что это кому-то надо. Но в отношении российского Общественного ТВ ответ на этот вопрос найти мудрено и непросто.
Гораздо проще, например, понять, зачем понадобилось свое общественное ТВ томской областной власти. Из года в год рейтинги популярности в Томске бьют программы действительно независимой телекомпании ТВ-2. И как не плюются чиновники всех мастей, как не рыдают бедные, а она, негодная, продолжает существовать, выдавая порой такое нелицеприятное, что страшно представить. А уж субботние выпуски «Часа Пик» для вертикально встроенных столоначальников, просто жутчайшая крамола из крамол, сплошной хоровод белоленточников, глазам больно смотреть. Однако, как ежики, которые плачут, колются, но продолжают жевать кактус, так и местные чиновники всех мастей волей-неволей приходят на эфир неприятной им телекомпании. Ничего не поделаешь – рейтинг! Да, можно, конечно, забрести на государственный канал, но тогда увидят тебя, красивого и умного, значительно меньше зрителей. Да и то, в основном, это будут бабушки из отдаленных районов области, где другие ТВ-каналы в принципе на антенну не поймать. Но бабушки да люмпены ведь не та аудитория, перед которой хочется красоваться? Куда приятней быть признанным людьми образованными, самостоятельно мыслящими, независимыми. А такие в России жить без критики не могут, им, понимаешь, «разноцветную картину мира» подавай, плюрализм и доступ к всесторонней информации. Ох, это так неприятно…
Видимо, своеобразным выходом из ситуации и должно стать так называемое Общественное ТВ. Губернатор Сергей Жвачкин уже объявил, что оно начнет вещать на весь регион в течение двух ближайших месяцев:
— А работать с этим будет студия «Томское время» — на 100% наше предприятие.
На первый взгляд, странные слова, ведь в Томске и так есть «их предприятие», то бишь государственная телерадиокомпания (ГТРК), которая тоже на все 100% принадлежит власти. Но в том, наверно, и дело, что слишком уж все знают, насколько она государственная. А Общественное ТВ, для непосвященных в нюансы, уже в самом своем названии содержит некий намек на непредвзятость и независимость. Думаете, большинство наших зрителей сразу раскусит всю эту липовую рекламу «объективности»? Вряд ли… Скорее наоборот, скушают и не подавятся. Рейтинги неизменно подтверждают, что большинство населения исправно потребляет то, что ему подают на эфирном блюде.
Скажем, рейтинг таких программ, как «Неделя» с Марианной Максимовской на Рен-ТВ, колеблется около ничтожных двух процентов. И эта аудитория отнюдь не нуждается в театральных постановках, типа той, в которую был превращен развод Владимира и Людмилы Путиных. Горстка активных россиян, пользующихся Интернетом, и так давно знала, что никакого нормального брака у президента страны нет. А для остальной массы был устроен этот телеспектакль-открытие.
Однако стоит ли обвинять обычных россиян в дремучей совковой доверчивости к казенному патриотичному ТВ, если и само начальство по-прежнему свято верит в магию пустых слов? Как тут не вспомнить потешное переименование милиции в полицию, после которого, по мысли «реформаторов» в этом ведомстве наступила полная благодать. Так и здесь: судя по всему, наши руководители пребывают в полной уверенности, что стоит им слепить из послушных журналистов новый канал, наклеить на него ярлык «общественного» и «независимого», и вот уже изменится жизнь в России – исчезнут все недовольные и критически мыслящие люди, народ полюбит власть и проникнется идеями вождей, а интеллигенция станет с энтузиазмом, как в старые добрые времена, ваять образ светлого будущего по указке свыше.
И если в Томске появление Общественного ТВ еще можно как-то объяснить желанием властей разбавить рейтинги не очень лояльной к ним телекомпании, то уж федеральному руководству могущество каких супостатов подрывать? Там и так все информационное поле зачищено до блеска. Не принимать же во внимание тех редких смельчаков, которые в роли мальчиков для битья еще отваживаются приходить на разные словесные «поединки» под улюлюкание толпы, восторженно голосующей за жириновских-прохановых-кургинянов? Какие новые слова, новые идеи и сюжеты способно еще найти казенное ТВ для привлечения внимания? Да и зачем ему оно, ведь согласно тем же рейтингам, подавляющая масса зрителей и так плывет, не ропща, в указанном направлении?
Но, видимо все-таки в обществе происходит что-то, заставляющее власть тревожиться и раскошеливаться сейчас на такие дорогостоящие проекты. В этой связи нелишне напомнить, что впервые Общественное телевидение в России порывались сделать еще в 2005 году. Причем уже тогда создавать его хотели на базе государственного ТВ. То есть опять-таки подразумевалось, что никакой финансовой независимости от властей у этого СМИ не будет. А кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. В Томске же проект Общественного телевидения стали обсуждать еще раньше – в 2004 году. Но, помусолив идею, ее вскоре забросили. Выяснилось, что, создавать новый канал дороговато, а никакого особого смысла из затеи не вытекало: время было сытое, докризисное. Власть вовсю качала дорогую нефть, и СМИ, желающие подкормиться, и так толпой стояли у ее порога, согласные на все, что угодно, ради щедрых подачек. Нужды в Общественном ТВ до кризиса и до Болотной не было никакой. Ну, не выкидывать же на ветер кучу денег ради того только, чтобы пристроить на работу еще одну кучу продажных журналистов, на иных из которых уже пробы ставить негде?
К тому же идея создать «непредвзятое» Общественное ТВ на казенные деньги откровенно веселила самих чиновников и депутатов – никто не верил, что народ поведется на такую простецкую приманку. По этому поводу тогдашний бессменный спикер областной Думы Борис Мальцев остроумно заметил:
— Ну разве можно сделать из ефрейтора демократа? Он ведь военный человек, он просто служит. А ему вдруг пытаются сказать — теперь ты можешь погоны не носить и стрелять в другую сторону. Этот проект — полная дискредитация идеи общественного телевидения!
Золотые слова, Борис Алексеевич. Однако времена изменились, теперь, чтобы изобразить демократию, и ефрейторы призваны изображать «непредвзятость». Впрочем, руководить российским Общественным ТВ поставили Анатолия Лысенко, человека в журналистских кругах весьма уважаемого. Но как метко замечено по этому поводу, чтобы заработать положительную репутацию, порой уходят годы, а чтобы потерять ее достаточно нескольких минут. Пока мэтр российского ТВ в многочисленных интервью рассказывал, каким хорошим будет канал и объяснял, в чем заключается его независимость, несколько молодых журналистов уже подали заявления об увольнении, обнаружив цензуру при создании даже самых невинных сюжетов. Теперь любопытно, найдутся ли в нашем томском Общественном ТВ такие же принципиальные люди?