Что делать рядовому сотруднику, не нацеленному на карьерные высоты, если его вдруг назначили начальником? Психолог, психотерапевт, директор психологического центра Елена Бабиевская уверена: в случае неожиданного повышения нужно «принимать дела у предыдущего начальника вместе со всей их кухней и изнанкой, изучать должностные инструкции, объёмы и направления деятельности, состояние дел вообще и всё прочее, что составляет его новое «хозяйство». Особенную ценность при этом представляют, как всегда, люди – бывший начальник и новые подчинённые». С бывшим начальником всё понятно: у него стоит выяснить всё, что только можно и что нельзя, и договориться с ним, что вы сможете обратиться к нему в дальнейшем, если будут затруднения, советует Елена.
Сложнее с новыми подчинёнными, то есть вашими вчерашними коллегами. Ещё на прошлой неделе вы все вместе ходили в столовую и за обедом обсуждали «дурацкие капризы начальства». А с сегодняшнего дня вы для них и есть то самое начальство. Ситуация неловкая, но выход из неё есть. Елена Бабиевская рекомендует собрать всех коллег вместе и обратиться к ним с посланием, примерно таким: «Так случилось, что я теперь ваш начальник. За время совместной работы у нас сложились хорошие рабочие отношения, надеюсь, они останутся такими же продуктивными, как и раньше. Думаю, что это может быть хорошо, поскольку я работал наравне с вами и знаю изнутри, а не снаружи, что было удачно в прежнем руководстве, а что стоило бы изменить к лучшему. Вы хорошо знаете меня, а я вас, и это поможет нам выстраивать работу ещё более продуктивно с учётом сильных и слабых сторон каждого из нас. Буду рад вашей помощи на новом месте и благодарен за честную обратную связь».
Если же среди ваших новых подчинённых не только просто коллеги, но и ваши близкие друзья – с ними необходим отдельный разговор. Нужно подчеркнуть, что дружеские отношения вам очень дороги и не хотелось бы их терять, и предложить чётко обозначать роли каждый раз, когда есть взаимодействие, советует Елена. Например: «сейчас я как подруга с тобой разговариваю». Или «как начальник». Другой вариант: разделить формы общения, например, деловые вопросы решать только в переписке, а личные устно. Также можно разделить общение на «ты» и «вы», и служебные вопросы обсуждать «на вы», даже будучи наедине.
Самая типичная ошибка, которую делают новички, постигая искусство командовать людьми, – это считать, что ничего не изменилось или изменилось слишком многое, то есть вести себя соответственно или как свой парень, или как звезда офиса. Ваши отношения с бывшими коллегами (а ныне подчинёнными) изменились, хотя не слишком сильно: вы теперь на ступень выше их. Всего на ступень – но не на равных, и не на 10 ступеней вверх. Это – самое главное, о чём нельзя забывать и на что стоит опираться, уверена Бабиевская.
Важно понимать, что кто-то будет не доволен, что выбрали вас, а не его, кто-то вам завидует, а кто-то теперь боится вас. И дело не только в вашей персоне. Часть сотрудников априори склонна саботировать решения начальства, рыть под него, вступать в конфликты и выдавать желаемое за действительное. Елена советует не верить всему, что вам будут говорить, сверять полученную информацию с тем, что вы уже знаете о сотруднике и его типичном поведении с прежним руководством.
В остальном отдавайте распоряжения твёрдо, но с уважением к себе и сотрудникам. Не позволяйте им игнорировать ваши указания, не позволяйте себе вести себя с ними, как король со смердами. И, конечно, не делайте всё за всех, не стесняйтесь делегировать ответственность. Ваша задача теперь – не просто исполнение указаний начальства, а разумное распределение обязанностей и контроль над их выполнением. И никогда не забывайте про то, что адекватное ситуации одобрение и поощрение всегда работает лучше, чем кнут, уверена психолог.
Не хочу, не буду!!!
«Когда меня брали шеф-редактором в программу по туризму, мне подробно объяснили всё, что касается формата программы, требований к текстам, картинке и титрам. Вот только про то, что шеф-редактор в их понимании ещё и непосредственный начальник над корреспондентами, как-то забыли упомянуть. Иначе – не согласилась бы. Но когда всё прояснилось – отступать было поздно. Решила рискнуть. Начальник из меня получился – оторви и выбрось. Ну не могу я заставлять людей выполнять требования, которые сама считаю идиотскими! В итоге – коллектив у меня получился самый раздолбайский на всём телеканале: все вечно опаздывали, обедали часа по три, отпрашивались… Правда, работу свою мы делали хорошо и вовремя, но разве начальству это важно? Начальству важнее, чтобы всё положенное время по местам отсидели. В итоге я постоянно получала по шее за себя и за десяток подчинённых», – вспоминает редактор Яна Алексеева.
Люди некоторых профессий – журналисты, дизайнеры, рекламщики, учёные – вообще, отдельная история. В этих профессиях чем выше должность, тем меньше творчества и свободы. «Когда меня назначили начальником отдела, я поначалу даже обрадовался. Ведь теперь я сам должен разрабатывать план научной работы отдела, так что наконец-то появится возможность воплотить в жизнь некоторые из моих задумок. Но, оказалось, я плохо представлял себе работу начальника отдела. Думал, будут интересные исследования, опыты, эксперименты. А в итоге большая часть моей работы состояла в заполнении бесконечных бумажек: ведомостей, отчетов, планов… Скоро пришло осознание: я стал чинушей!!! Долго не выдержал», – вспоминает химик Максим Еремин.
Да и нетворческим людям зачастую гораздо интереснее работать, чем командовать. К тому же есть типы людей, которым от должности начальника и в самом деле следует отказаться. Тут каждый должен сам взвешивать свои возможности и пристрастия очень вдумчиво и внимательно, чтобы не принимать решение на волне первой эмоции страха или эйфории, полагает Елена Бабиевская.
«Посовещаться с близкими тоже стоит, но окончательное решение всё равно должно быть вашим и отвечающим вашему внутреннему «да!». Если вам такая должность не по силам или не по душе, особенно если вы очень нерешительный человек и ответственность вас безумно пугает, поблагодарите за доверие, выскажите большое сожаление и скажите, что уверены, что на прежнем месте вы будете точно гораздо более полезны и продуктивны, особенно если … (тут можно что-то предложить)», – советует психолог. Руководство примет это нормально, поскольку заинтересовано не в вашем личном продвижении, а в успехе дела. И если вы считаете, что дело от вашего повышения проиграет, для них это будет важным основанием предложить этот пост кому-то ещё, добавляет Бабиевская.
И напоследок – специально для высокого руководства! – несколько слов о том, какие типы людей не стоит назначать начальниками. По мнению Елены Бабиевской, это сотрудники:
– нерешительные, пугливые, каждое своё действие тридцать раз перепроверяющие;
– не доверяющие никому или неспособные отдавать распоряжения – такой человек будет тащить всё на себе, решительно с этим не справляясь, а коллектив будет разлагаться, сидя «на шее» и болтая ножками;
– легкомысленные, беспечные Питеры Пэны – проще сразу закрыть отдел, чем поручить его тому, кто всё пустит на ветер;
– которые всё время прибедняются, а также, наоборот, презрительно обращаются с окружающими, используя свою власть не для продуктивной работы, а как способ повыше подняться ценой унижения других и обесценивания их труда – на самом деле это два полюса нарциссического типа личности, ничтожного и грандиозного.