Актуальное

Конфликты на работе: избегать или решать?

14:14 / 12.11.13
5630

Конфликты на работе – история всегда неприятная и тревожащая душу.

Мы в социальных сетях:

 

Конфликты на работе: избегать или решать?Конфликты на работе – история всегда неприятная и тревожащая душу, мы переносим их домой, проживаем их ночами, не хотим идти на следующий день на работу, чтобы снова переживать неприятную ситуацию. Но на самом деле, конфликты не только неизбежны, но и полезны, самое главное — правильно себя в них вести.

 

Конфликты – зеркало потребностей


Бизнес-тренер, директор тренинговой компании Сергей Кустов объясняет: «Конфликты — это одна из естественных стадий развития любых отношений. Только они могут быть с криками и кулаками, а могут быть в виде конструктивного разговора. Зачастую люди избегают конфликтов, потому что это неприятный момент, который обостряет все наши внутренние переживания, делает нас уязвимым, к тому же это всегда непредсказуемая история, а неизвестность пугает. Но главное в конфликте — это то, что он всегда открывает наши истинные цели и потребности».

 

Бомба замедленного действия


По словам бизнес-тренера, вообще все, что мы делаем в своей жизни – это удовлетворяем свои потребности: не только физиологического, но и психологического характера. И когда наши потребности не удовлетворены, тогда и возникает недовольство ситуацией, которое копится-копится, вызывая душевный дискомфорт, волнение, раздражение, злость. Этим и опасен уход от конфликта, избегая его, мы не решаем проблему, а только «закапываем» ее глубже, и наш эмоциональный «нарыв» становится больше. Такие «скрытые» конфликты начинают все равно отражаться на работоспособности, и в целом на отношении к работе. А «неудовлетворенность», которую не обсуждают напрямую, начинают обсуждать во вне, за чаем с другими коллегами и т.д. «Таким образом, даже если словесно конфликт не проговорен, накаленная обстановка будет нарастать и чувствоваться в воздухе», — заостряет внимание Сергей Кустов.

 

«Спокойствие, только спокойствие»


Залог успешного разрешения конфликта – это абсолютное спокойствие и внятное озвучивание своих потребностей, в твердом и четком, но не приказном виде. Если вы подойдете к коллеге и будете что-то «мямлить» себе под нос, то вы гарантированно не будете услышаны, так же как, если залетите с криками в кабинет к своему «обидчику». Техника «погашения эмоций» достаточна простая и работает в любых конфликтах: рабочих, личных, с детьми. По словам бизнес-тренера снять внутреннее напряжение и донести информацию простым экологически безопасным способом помогает алгоритм «Я-сообщение». Первое правило этого сообщения: оно не должно содержать обращения «ты», говорим только о себе и своих чувствах. Итак, ваше сообщение должно состоять из четырех частей:

 

первое – описание ситуации (когда, я вижу невыполненные поручения, кружку на моем столе, опоздания) 

 

второе – описание своих ощущений по этому поводу (я раздражаюсь, я злюсь, я волнуюсь);

 

третье – объяснение своих чувств (я злюсь, потому что не могут сделать свою работу из-за тебя, чувствую, что со мной не считаются и т.п.);

 

четвертое – просьба, чего вам хочется в итоге, чтобы люди делали.

 

Уже на первых двух этапах, когда мы проговариваем свои чувства, эмоции, которые «кипят» у нас внутри утихают, а последующие два – помогают донести свои потребности до человека.

 

А это тут причем?


Впрочем, в жизни не всегда все так четко и просто. Порой невозможно достучаться до человека, который из принципа или каких-то личных неприятий не соглашается с тобой, а порой мы даже не можем понять, чего нам хочется на самом деле. Нас могут раздражать и вызывать недовольство не касающиеся, казалось бы, нас вещи, что коллеги сильно часто ходят в «курилку» или сидят в соцсетях. «В таких ситуациях, нужно задуматься, а почему это вас волнует – действительно ли это как-то влияет на вашу работу и вашу жизнь? Чаще всего в таких ситуациях работает «эффект зеркала» и нас нервируют коллеги, которые делают то, что мы сами себе не позволяем и за что, возможно, себя ругаем», — комментирует консультант. Кроме того, такие «ленивцы» могут быть вполне нужными для коллектива и нередко, избавившись от них, руководители замечают, что снижаются рабочие показатели и успешных менеджеров, которым на фоне «неактивных» коллег работалось интереснее.

 

«Выпуск пара»


На снятие напряжения в коллективе очень часто работают корпоративы, но такие примирения чаще всего носят краткосрочный характер, так как не таят в себе рационального звена. Под веселую музыку с бокалом шампанского все кажутся милыми и дружелюбными, а вернувшись в офис спустя время «неуслышанная потребность» снова напомнит о себе. Впрочем, игровые корпоративы и корпоративные тренинги, безусловно, помогают взглянуть на своих коллег по-новому. Хорошо, если на конфликты обращает внимание руководитель, и неплохой практикой для любой компании могут стать регулярные собрания, на которых сотрудники будут проговаривать свои потребности, назревающие и созревшие конфликты. В любом случае, нужно учиться решать рабочие конфликты и пытаться быть не только услышанным, но и учиться слышать. А утешает то, что по словам бизнес-консультанта: «Каким бы ни был конфликт, как бы сильно мы не ругались, если цель у нас одна (а у людей, работающих в одной компании должно все-таки быть так), мы рано или поздно придем к согласию».