30 ноября в Москве умер Юрий Васильевич Яковлев. Яковлев до последних дней был востребован в кино, но не бросил театра. На его счету множество ролей противоположных амплуа, каждая из которых — шедевр: Иван Васильевич в картине Леонида Гайдая и Ипполит в «Иронии судьбы», князь Мышкин и Антон Павлович Чехов на театральной сцене. Умер Яковлев в возрасте 85 лет.
Яковлев родился в Москве и был верен городу всю жизнь. Родители его коренными москвичами не были. Отец приехал из Воронежа и имел возможность стать актером МХТ, но предпочел карьеру юриста. Мать Юрия Яковлева Ольга Иванова родилась в Таганроге. Родители Яковлева расстались, когда сыну было четыре года.
В военные и послевоенные годы Юрий Яковлев имел проблемы со здоровьем — страдал дистрофией в начальной стадии. С учебой тоже не ладилось: будущая звезда сначала остался в школе на второй год, а потом и вовсе бросил обучение — тем более что тогда за старшие классы надо было платить, а зарплаты матери-медсестры еле хватало на содержание семьи. Яковлеву повезло найти работу — соседка по коммунальной квартире устроила его в американское посольство, где он сначала был «мальчиком на побегушках», а потом попал в посольский гараж — помогать двум шоферам. Любовь к машинам и автоделу у Яковлева осталась на всю жизнь: «В моем распоряжении был джип „виллис“ — я к вечерней школе на нем подъезжал, катал друзей и подруг и, в общем, самым счастливым был человеком». Эта работа помогла ему освоить и английский язык, который пригодился ему во время поездки в США.
Актером Яковлев стал случайно: собирался поступать вместе со старшим братом идти в МГУ на факультет международных отношений. «Вдруг как-то дернуло, стукнуло по голове: „Ну что я там, в МГУ, буду делать?“, и я понял: призвание мое — актерство. Это был спонтанный, абсолютно непредсказуемый внутренний толчок, сигнал свыше».
Яковлев сдал все экзамены во ВГИКе, но его не приняли — заявили: некиногеничен, «особых способностей не заметно». Яковлев не сдался и отнес документы в Щукинское училище. Говорят, что при поступлении его «Щуку» Владимир Этуш сказал: «Молодой человек, вас ждут заводы».
«И я еще гордо заявил комиссии: „А зато моего отца сам Станиславский принял во вспомогательный состав“, — вспоминал впоследствии актер. — „О, как интересно! — говорит актриса Цецилия Мансурова . — Значит, если вашего папу принял Станиславский, мы теперь вас должны принять?“ Вселенский позор был страшный. Потом я вышел и подслушивал под дверьми, как вся комиссия была против моего приема. И тут выступила Мансурова: „Господа! Неужели вы не понимаете, что его нельзя не принять? Посмотрите, какие у него глаза!“».
После выпуска Яковлев стал актером театра Вахтангова, в котором прослужил всю жизнь.
«В начале 1980-х для меня наступили и не совсем удачные времена, связанные с разными театральными обстоятельствами. Но я тогда никуда не исчез, как думали многие, доигрывал свои старые спектакли, потому что ничего нового не было. Тогда же встал вопрос — надо ли держать меня в театре? И тут с разных сторон посыпались предложения. Олег Ефремов позвонил: „Слушай, старик, переходи к нам! Весь репертуар чеховский — твой“. Михаил Иванович Царев пригласил на беседу: „На выбор три спектакля — вводитесь. Что нового потом будете репетировать — посмотрим“. Я им сказал: нет, не могу, ничего не могу с собой поделать. Остаюсь здесь»
Раскрыть талант Яковлеву помог импровизационный театр. Артист часто признавался, что не мог одну и ту же роль играть совершенно одинаково в двух спектаклях подряд. В «Принцессе Турандот» он и вовсе мог в двух представлениях рассказать две разные шутки.
Первую большую кинороль Яковлев сыграл в «Идиоте» Ивана Пырьева. Надо заметить, что Пырьев десять лет не снимал фильм, не мог найти актера на роль Мышкина. После первой же встречи с Яковлевым, режиссер решил не пробовать больше других актеров.
После «Идиота» Яковлев пришел к «Человеку ниоткуда». Сниматься в картине Яковлев не хотел: ему казалось, что роль проходная, а сам он был очень занят в театре.
«В общем, мне позвонили и сообщили: „Вас ждет генеральный директор „Мосфильма“, машина стоит у дверей театра“. Привезли, поднялся я на второй этаж, вошел в кабинет — огромный, как холл. Где-то далеко в углу увидел маленькую сидящую за столом, к которому от двери вела красная ковровая дорожка, фигурку, и как только переступил порог, Иван Александрович бухнулся на колени и пополз ко мне со словами: „Умоляю, снимайся у Рязанова!“» После «Человека ниоткуда» Рязанов и Яковлев продолжили работу в «Гусарской балладе», где актер сыграл легендарного поручика Ржевского, в «Берегись автомобиля», в «Стариках-разбойниках».
В 75-м Рязанов позвал Яковлева заменить заменить Олега Басилашвили, у которого умер отец, в «Иронии судьбы».
За два года до этого Яковлев уже появился в комических ролях Ивана Грозного и его двойника Бунши в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Яковлев больше всего ценил русскую классику. Он прочел все о Чехове и жалел, что так и не смог написать книгу о любимом писателе. Чеховских героев Яковлев играл и в театре, и в кино, и на телевидении. появился он и в роли самого Чехова в спектакле Александры Ремизовой «Насмешливое мое счастье» (1965). В кино же Яковлев больше всего ценил свою толстовскую роль — Стиву Облонского из «Анны Карениной» Александра Зархи (1967): «Просто точное попадание в цель. Я люблю этот персонаж за то, что у нас много общих черт характера, одинаковый менталитет».
В XXI веке Яковлева нечасто можно было увидеть в кино и на сцене. В Вахтанговском театре шли фоменковские «Без вины виноватые» и «Пиковая дама», в 2003 вышла «Чайка» Павла Сафонова, затем наступил долгий период без новых яковлевских ролей. В 2011 году худрук Вахтанговского Римас Туминас подарил публике театра спектакль «Пристань», набор из восьми бенефисных отрывков. Главные роли в каждом из них играли живые легенды не просто Вахтанговского, а русского театра вообще: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Галина Коновалова, Ирина Купченко — и, конечно, Яковлев.