Наша рубрика «Один день» продолжается, сегодня наш герой – сотрудник Томской поискового-спасательной службы. Иван Темерев работает спасателем уже десять лет. Первое его дежурство состоялось 4 января 2003 года. Вот таким оно было.
8.30.
Заступаю на свое первое дежурство. Начальство на новогодних выходных. Штат спасателей только стал увеличиваться от 6 человек. В смене работают по двое (в настоящий момент на службу заступает смена из 5 спасателей). Меня поставили на обучение к спасателю первого класса Алексею Аверкиеву. Он и водитель оперативного уазика, и старший смены, и оперативный дежурный на телефоне.
Знакомство со службой начинается с дежурки под лесенкой в административном здании.
Телефон для приема вызовов, телевизор, диванчик, журналы с оперативной информацией.
Дверь на улицу и дверь в бокс к машине. В оперативке гидравлические кусачки, домкрат, альпснаряжение, медаптечка, спасжилеты, каски, инструменты для открытия дверей (отвертки, плоскогубцы, кусачки, монтажки-гвоздодеры) и пневмодомкраты.
На втором этаже здания кабинеты администрации, санузел и небольшая кухонька.
11.23.
Первый звонок. Оперативный дежурный главного управления МЧС подполковник такой-то (я уже в смятении). За городом произошло возгорание полигона токсичных отходов на Кузовлевском тракте. Вызов принял. А у самого в голове паника. Спрашиваю у напарника: «Что делать?». Он отвечает: «Записывай в журнал». Приезжаем, оказалось не так уж все и плохо. Возгорание произошло еще в прошлые сутки, очаг локализован, но химикаты продолжают тлеть. Наше присутствие потребовалось на всякий случай. Работали бульдозеристы полигона – сгребали все в кучи.
19:01.
Вернулись на базу, приготовили еду, сели в дежурке смотреть телевизор.
21:44.
Звонок от женщины с Иркутского тракта, дом недалеко от остановки ДОСААФ. Рассказывает, что жить не видит смысла и будет сейчас сводить счеты с жизнью. «Полетели», — говорит Аверкиев, бросая трубку, и бежит заводить машину.
Едем с мигалками и сиреной. Ехать близко, приезжаем за 5-7 минут. Квартира закрыта, никто не отвечает. Прибывает наряд милиции – дают добро на вскрытие квартиры.
Мы опоздали. Суицид с летальным исходом. Квартира на вид благополучная. И почему люди решаются на такое?
00.10.
Вернулись на базу, не спим до утра, ждем вызовов, но телефон молчит.
07:00.
Убираемся в дежурке, на кухне и в автомобильном боксе. Чистим снег возле здания.
8.30.
Приходит другая смена.
9.30.
Свободны. Следующая смена через трое суток. В голове легкий кавардак. Смогу ли справиться с такой работой? На прощание Алексей говорит: «Если продержишься 3-4 месяца, уже не уйдешь, скорее всего».
Впереди меня ждал год полный нового: первый погибший в ДТП, первые поиски в лесу, первые соревнования по спасательному многоборью, обучение на газоспасателя, изучение водительского мастерства.
Даже теперь, после 10 лет работы спасателем в Томской областной ПСС, постоянно случаются вызовы с атрибутом «впервые».
По большей части люди попадают в такие ситуации, когда требуется наша помощь, из-за собственной недальновидности или глупости. Как-то пришлось разбивать унитаз, чтобы вытащить ногу мужчины, которая там застряла.
Люди умудряются даже в диванах застрять. Спасали мы как-то одного гражданина, уронил телефон, засунул руку, чтобы достать, а обратно не сможет вытащить, только если сломать. Пришлось ехать, ломать диван, доставать пострадавшего.
Или, например, как-то у мужчины ночью в щель в асфальте упал телефон, он его достал, но рука застряла. Почему он второй рукой не смог набрать номер, я не знаю, но мужчина попросил прохожего вызвать спасателей. Тот вызвал спасателей и стал с телефоном удаляться. И удалился. Мужчину из асфальтовой ловушки мы достали, а вот нашел ли он свой телефон, я не знаю.
А однажды одна старушка захлопнула дверь, так решила спуститься с крыши на балкон по бельевой веревке. Не знаю, почему она решили сама попасть в квартиру, пенсионерам мы открываем квартиры бесплатно, они часто ключи забывают. Мы потом вскрывали дверь её квартиры родственникам, когда те в наследство вступали.
Много происшествий происходит с детьми. Чаще всего засовывают голову в горшок, ногу в батарею, палец в пластиковую игрушку, или уронят что-то на себя. Вот, например, выезжали мы к женщине одной, ее ребенок уронил на себя большой телевизор. Дверь открыли быстро, но все равно умер на руках у медиков. Хотя чаще всего, и это хорошо, бывает так, что просто ребенок (8-12 лет) пришел домой, закрылся, а родители домой попасть не могут. Звонят нам, мы вскрываем дверь, а ребенок просто спит. Очень часто, порядка трех-четырех выездов в месяц, маленькие дети, закрывают родителей или других родственников на балконе. Чаще всего это бывают бабушки.
Напоминаем, что стать героями рубрики и рассказать про свой день вы можете, отправив письмо на news@tomsk.ru.