Соглашение, подписанное президентами Азербайджана, Грузии и Турции и министром нефти Египта, декларирует поддержку этими странами проекта газопровода Nabucco, по которому будут осуществляться прямые поставки газа через Каспийское море, в обход России.
Саммит в Праге, позиционировавшийся как глобальный прорыв в области повышения энергобезопасности ЕС за счет снижения зависимости региона от поставок газа из России, судя по всему, провалился. Несмотря на подписанную декларацию ситуация с поставками газа из Средней Азии в обход России фактически осталась без изменений, считает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток.
Проект Nabucco – основной инструмент снижения энергозависимости от РФ, поддержали те, кто и поддерживал его ранее с Азербайджан, Грузиея и Турция. Как ожидалось, к соглашению о прямых газовых поставках из Средней Азии в ЕС, в Праге должна была по идее присоединиться Туркмения. Даже декларативный характер соглашения означал бы, что Туркмения готова предоставить газ для Nabucco, или хотя бы приступить к обсуждению данного вопроса. Однако под итоговой декларацией Ашхабад свою подпись не поставил, тем самым, оставив европейский газопровод по-прежнему пустым.
Как отмечает аналитик, фактически это означает заморозку Nabucco до лучших времен. Низкие цены на газ, плюс экономическая нестабильность, плюс сложности со свободными средствами, плюс отсутствие гарантий относительно наполняемости трубопровода – привлечь инвесторов в дорогостоящий проект в этих условиях будет практически невозможно. При этом главным тормозом проекта является последнее условие – отсутствие сырьевой базы.
В ЕС, очевидно, рассчитывали, что российско-туркменский газовый конфликт поможет склонить Ашхабад к европейскому проекту. Однако, судя по поведению Туркмении, Ашхабад еще не определился со своей позицией. С одной стороны – конфликт с РФ и возможность диверсифицировать свои поставки, с другой стороны – европейский газопровод будет построен в лучшем случает через три-четыре года. Куда девать весь добываемый в этот период газ – непонятно.
К концу года планируется запустить в эксплуатацию газопровод в Китай. Однако его мощности не хватит для экспорта всего газа, добываемого в Туркмении. Остается один вариант – договариваться с Россией. При этом, если Туркмения поддержит проект Nabucco, практически наверняка Москва выставит очень жесткие условия по сотрудничеству. Судя по всему, Туркмения к этому не готова, поэтому она и не поставила свою подпись под декларацией в Праге. Впрочем, Туркмения уже не в первый раз демонстрирует свою непредсказуемость. Наверняка ЕС еще не один раз будет пытаться склонить Ашхабад поддержать проект Nabucco, заключил Шток.