Интересное

Во вторник на берегу Каспия было обнаружено 218 мертвых тюленей. Сегодня природоохранная прокуратура Казахстана завела уголовное дело по этому поводу. Ущерб, причиненный животному миру, оценивается более чем на $85 тысяч.

21:03 / 14.05.09
508
Мы в социальных сетях:

На казахстанском побережье Каспия в районе Баутинской косы в 25 километрах от города Шевченко обнаружено 218 туш мертвых тюленей, передает агентство "Казахстан сегодня" со ссылкой на пресс-службу МЧС РК. Тюлени найдены уже в состоянии разложения. По данным пресс-службы, все они погибли еще зимой.

Сегодня было возбуждено уголовное дело возбуждено по факту гибели тюленей, сообщил сотрудник природоохранной прокуратуры Актау — административного центра Мангистауской области.

На месте обнаружения погибших тюленей взяты пробы грунта и воды, которые направлены на экспертизу, пишет РИАН Экология. Также на экспертизу отправлены и образцы тканей погибших животных.

"По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 289 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, предусматривающей ответственность за массовое уничтожение или гибель животных, сопряжение с причинением крупного ущерба", — сказал собеседник агентства. Ущерб, причиненный животному миру, по предварительным оценкам, превышает 13 миллионов тенге (около $85 тысяч).

Статья предусматривает ответственность в виде штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

"На сохранившихся трупах тюленей просматриваются следы объячеяния, что свидетельствует о вероятности гибели животных в сетях браконьеров", — отмечает представитель природоохранной прокуратуры.

К сожалению, эта трагедия не единична. Массовый мор тюленей на Каспии происходит все чаще. Если во второй половине прошлого столетия официально было зафиксировано восемь таких случаев, то в первом десятилетии этого века уже, по крайней мере, три. Только в 2000 году погибло около 30 тыс. каспийских тюленей, причем только на побережье Казахстана было найдено более 10 тыс. туш. Тогда причиной гибели назвали хронический токсикоз: в тушах животных нашли продукты разложения сырой нефти, топочного и флотского мазута, а также пестициды, что привело к резкому падению иммунитета тюленей и подверженности их инфекционным заболеваниям.

Во время последнего массового мора, весной 2006 года, погибли 337 тюленей, а также более 2 тыс. осетровых. Помимо этого, в 2001 году в акватории между побережьем Мангистауской области и Туркменистана погибло 250 тыс. тонн кильки — годовая квота вылова всех прикаспийских государств и 40% всех запасов кильки в Каспийском море. В погибшей кильке было обнаружено большое содержание тяжелых металлов и нефтепродуктов.

В 2007 году мертвых тюленей, начиная с конца марта, находили на побережье между месторождениями Каламкас и Каражанбас, в районе водозащитной дамбы "Каламкас". Количество погибших тюленей приблизилось к тысяче. По версии комиссии, расследовавшей причины гибели животных, наиболее вероятной причиной является вирус чумы плотоядных. Наличие данного вируса в тушах погибших тюленей установили экспертизы, проведенные двумя институтами, — НИИ проблем биологической безопасности и Институтом микробиологии и вирусологии МОН РК. Кроме того, назывались также неблагоприятные погодные условия.

Разработка месторождений на территории Казахстана угрожает экологической безопасности. Заведующий кафедрой международного публичного права Бакинского государственного университета Рустам Мамедов считает, что озабоченность прикаспийских стран исключительно нефтегазовыми доходами сильно бьет по экологии Каспия. Он обвиняет власти Казахстана в том, что вся их забота об экологии ограничивается формальным принятием Рамочной конвенции по охране окружающей среды, которое является лишь отпиской и в реальности ничего не значит. "Я как ученый требую и прошу, чтобы все народы рука об руку бросились защищать Каспий. Я, например, периодически летаю через Каспий в Казахстан, и когда вижу это мертвое поле и уже почти находящийся в таком же положении азербайджанский берег, то мне становится плохо, потому что мы теряем Каспий. Нефть кончится, а Каспий останется, и мы останемся, а где мы будем жить? Поэтому мы должны о будущем поколении думать сейчас", — подчеркнул профессор.