По итогам первой экзаменационной сессии Рособрнадзор намерен провести мониторинг знаний первокурсников, чтобы проверить объективность баллов, полученных ими на единых государственных экзаменах (ЕГЭ).
«В этом году мы предполагаем провести мониторинг знаний студентов, которые поступят в вузы по результатам ЕГЭ», — сказала глава Рособрнадзора Любовь Глебова во вторник в ходе селекторного совещания с регионами. Мониторинг предполагается проводить в отдельных вузах, сообщает РИА Новости. Сейчас этот вопрос обсуждается с министерством образования и науки РФ.
«Имея результаты (мониторинга), можно посмотреть, как будут коррелироваться учебные достижения студента в ходе первого семестра с тем уровнем оценок, который он получил на государственной итоговой аттестации», — добавила Глебова. При этом она подчеркнула, что результаты мониторинга никак не скажутся на положении студента в вузе.
Кроме этого, будут проводиться и другие формы контроля над проведением ЕГЭ в этом году. Среди них — выездные инспекционные проверки за порядком проведения ЕГЭ, проверки документов на всех этапах проведения экзаменов и перепроверки экзаменационных работ, результаты которых вызывают сомнение. По словам Глебовой, нередко большое количество завышенных результатов ЕГЭ в регионах требует перепроверок.
Также в этом году большое внимание будет уделяться общественным формам контроля над проведением ЕГЭ. В них примет участие и Общественная палата РФ. Как отметила замглавы комиссии Общественной палаты по образованию и науке Любовь Духанина, общественные наблюдатели в регионах должны проходить аккредитацию.
Как отметила замглавы управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора Татьяна Бархатова, общественные наблюдатели заинтересованы в отстаивании прав учащихся и получении объективных результатов ЕГЭ.
К контролю над сдачей ЕГЭ, по мнению Глебовой, следует активнее привлекать вузовское сообщество, «чтобы потом не возникало вопросов, что мы их неправильно проэкзаменовали».
Тем временем, сами россияне не верят в объективность ЕГЭ при оценке знаний выпускников. При этом с годами недоверие к новой форме экзамена растет. Если в 2004 году, когда ЕГЭ в порядке эксперимента сдавали лишь в некоторых регионах, только 22% полагали, что ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников, чем обычные экзамены, то в 2006 году, когда экзамен сдавали уже около 950 тысяч школьников в 79 регионах России, количество питающих недоверие к ЕГЭ выросло до 29%. В этом году впервые ЕГЭ сдают выпускники всех школ, но 36% россиян, по данным «Левада-Центра», считают, что это неверная оценка знаний школьников. В то, что ЕГЭ лучше, чем обычные экзамены, оценивает знания будущих студентов, верят лишь 16%. 27% говорят, что новая форма ничего не меняет в этом плане. При этом чаще всего ЕГЭ не доверяют получившие высшее образование, молодежь 18-24 лет, москвичи и обеспеченные россияне.
Одной из главных целей ЕГЭ является борьба с коррупцией и равные возможности для выпускников школ при поступлении в вузы. Но лишь 17% россиян считают, что взяток и блата станет меньше. 36% опрошенных говорят, что ситуация не изменится, а 25% наших соотечественников полагают, что коррупция и злоупотребления с введением ЕГЭ только усилятся.
Стоит отметить, что результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения отличаются от этих данных. По информации ВЦИОМа, россияне положительно относятся к ЕГЭ. Негативную оценку новой форме экзамена дают лишь малоосведомленные люди, а также двоечники. У экспертов также нет единого мнения в отношении ЕГЭ.
Таким образом, если даже не касаться самих экзаменов, можно сказать, что введение ЕГЭ в качестве обязательного для всех школьников преждевременно. В обществе нет даже намека на единство взглядов относительно нового экзамена, не говоря о его одобрении. А пока правительство, социологи, преподаватели и эксперты спорят об адекватности введения Единого государственного экзамена, школьники продолжают против воли участвовать в этом эксперименте, первые результаты которого Рособрнадзор обещал представить по итогам первой сессии в вузах.