В Томске продолжается религиозный скандал, в который оказались втянуты журналисты средств массовой информации. Очередная волна скандала накатила на Томск как раз с началом 19-х Кирилло-Мефодиевских чтений. Руководитель Миссионерского отдела Томской епархии Максим Степаненко не только составил список организаций, потворствующих, по его мнению, сектам, но и обвинил власти региона в лоббировании интересов неправославных религиозных организаций. За повторенные в телеэфире обвинения такого рода начальник областного департамента культуры Андрей Кузичкин теперь намерен привлечь к ответу журналистов.
Религиозные страсти начали разгораться в Томске в октябре 2008 года. Миссионерский отдел Томской епархии сначала объявил «вне закона» буддистские организации Томска, затем обнародовал списки других «деструктивных сект и организаций», куда настойчиво не рекомендуется обращаться томичам. Следующим шагом стала борьба со строительством религиозного поселения в селе Кандинка.
Уже к январю 2009 года ситуация в Томске накалилась настолько, что в нее вынуждены были вмешаться власти региона, призвавшие миссионерский отдел и другие религиозные организации, зарегистрированные в регионе, к толерантности и диалогу. Однако именно подобное поведение чиновников и послужило поводом к тому, что представители РПЦ обвиняют их в лоббировании интересов сект.
На прошлой неделе, 15 мая, руководитель Миссионерского отдела Томской епархии Максим Степаненко в рамках проходящих в Томске 19-х Кирилло-Мефодиевских чтений провел пресс-конференцию, на которой представители РПЦ не только повторили свои обвинения в адрес властей региона, но и сделали ряд других сенсационных заявлений. В частности, руководителем отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии Андреем Носковым была затронута тема качества школьного образования – им было заявлено, что на проведенном в Томске семинаре по гештальтпедагогике преподаватели оказались «обработаны» сектантами.
В свою очередь, Максим Степаненко распространил среди участников пресс-конференции список сектантских, по его мнению, организаций и групп, работающих в Томской области, куда вошли около сотни различных объединений региона. В списке оказались танцевальные коллективы вузов и театры, которые хоть чем-то связаны с индийской культурой, спорткомплексы, в которых проходят занятия по йоге и обучение восточным танцам. Кроме того, потворствующими сектам названы областная Пушкинская библиотека и областной художественный музей. Также перечислены пять организаций, которые входят в городскую палату общественности и являются, по мнению Максима Степаненко, сектами и оккультными группами.
После данной пресс-конференции в Томске началась очередная волна религиозного скандала. 19 мая в томских СМИ была распространена информация о подаче прокуратурой Томского района Томской области трех исковых заявлений в суд с требованием снести постройки в селе Кандинка. Прокуратура ссылается на то, что члены партнерства нарушили требования земельного законодательства, построив на землях сельскохозяйственного назначения четыре объекта капитального строительства без надлежащего разрешения.
Вчера, 21 мая, на сайте Томского общества сознания Кришны появился ответ юриста общества Игоря Рябчука на вновь вспыхнувший скандал вокруг этой стройки. В данном заявлении он признается, что «вне всяких сомнений, имеет место административное нарушение – две семьи начали строительство одновременно с подачей документов в официальные органы на переоформление разрешенного использования земли, за что им был выписан штраф 2 000 рублей».
«Но также надо понимать, что данный проступок по своей общественной опасности близок к превышению скорости или курению в общественном месте. В свою очередь, в отношении Максима Степаненко проводится проверка Генеральной прокуратурой РФ по ст. 282 Уголовного кодекса РФ», – говорит Игорь Рябчук.
По его словам, в данный момент в областном арбитражном суде находится иск о признании результатов прошедших в феврале публичных слушаний об изменении статуса земель не соответствующими закону. В соответствии с законодательством на таких слушаниях рассматриваются вопросы экологической, экономической обоснованности изменения статуса, но никак не личных (религиозных, политических и т. д.) взглядов собственников.
«Если единственным аргументом против строительства была религиозная нетерпимость, то результат таких слушаний не должен учитываться при принятии решения главой местной администрации», – заявил Игорь Рябчук.
Можно было бы остановиться на том, что идет просто борьба за собственность. Однако за рамки конфликта двух сторон этот религиозный скандал вышел уже тогда, когда начались первые обвинения в адрес властей региона. «Мы сделаем все, чтобы все официально зарегистрированные религиозные организации в Томской области чувствовали себя спокойно», – заявил Андрей Кузичкин.
Последнее заявление и стало поводом к дальнейшим обвинениям в лоббировании интересов сект. Так, 22 апреля на канале ГТРК «Россия-Томск» в авторской программе Марка Минина «Среда обитания» прозвучали обвинения в адрес начальника департамента по культуре Томской области Андрея Кузичкина в проведении политики, потворствующей деятельности на территории области различных сект. Сразу после выхода передачи в эфир департамент по культуре распространил информацию о том, что планирует подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации Андрея Кузичкина. Однако сам Андрей Кузичкин принял решение провести досудебное разбирательство в Союзе журналистов.
В феврале 2009 года в Томской области был создан экспертный совет по вопросам религий, в который вошли преподаватели томских вузов, представители различных конфессий и религиозных организаций. По словам Андрея Кузичкина, главная задача совета – найти методы и способы, которые позволят избежать дестабилизации обстановки в Томской области на религиозной почве. Однако на сегодня можно отметить, что, несмотря на старания властей региона удержать религиозную стабильность на своей территории, пока это сделать не удается.
Фото: nature.baikal.ru