Интересное

Сегодня завершился саммит Россия-ЕС, проходивший 21-22 мая в Хабаровске. По окончании саммита президент России Дмитрий Медведев и лидеры Евросоюза подвели итоги встречи в рамках пресс-конференции.

21:30 / 22.05.09
407
Мы в социальных сетях:

Основной вопрос, который в равной степени волнует обе стороны — и Россию как экспортера, и Евросоюз как покупателя — вопрос энергобезопасности. Энергетика уже давно больная тема для России и ЕС — ведь партнеры с 1994 года не могут прийти к соглашению о том, как должен выглядеть правовой механизм, регулирующий поставки газа в Европу. Именно тогда, в 1994 году, был подписан многосторонний договор по поводу Энергетической хартии, принятой тремя годами ранее.

Энергетическая хартия на сегодняшний день является единственным документом, регулирующим сотрудничество в газовом секторе на территории Европы. Россия хоть и подписала Энергохартию и договор, но не ратифицировала: против присоединения к Хартии выступил "Газпром". Еще бы: ведь документ обязывает российского монополиста поделиться трубами с европейскими компаниями и не получить никаких привилегий по продаже газа взамен. Иначе говоря, европейцы хотят получить возможность покупать газ по мировым ценам: в этом году они уже доказали свою способность сделать это, купив газ у StatoilHydro, Shell и BP дешевле российского и таким образом сократив покупку нашего газа на 40%.   

Евросоюз долгое время настаивал на ратификации; но недавний газовый конфликт России и Украины, повлекший за собой перебои в поставке газа в страны Европы, вынудил Евросоюз пойти на уступки Москве и начать диалог по разработке нового документа, регулирующего энергетические отношения в Европе. Президент Медведев заявлял о необходимости принять другой документ, взамен Энергохартии, как раз в разгар конфликта. Саммит Россия-ЕС стал той площадкой, на которой этот диалог состоялся.

Но диалог этот не был легким, и нельзя сказать, что он привел к каким-либо конкретным обоюдным решениям: каждая сторона уступает крайне неохотно. Медведев в ходе пресс-конференции по итогам саммита еще раз подчеркнул, что Россия не подпишет Энергохартию в ее нынешней редакции, и председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу согласился обсуждать создание новой правовой базы по энергетике. Однако он же подчеркнул, что эти инициативы ЕС рассматривает только "в контексте корректировки существующей Энергетической хартии", между тем, как Россия настаивает на принципиально новом документе.

Так и не была решена проблема транзита газа через Украину: ЕС настаивал, что Россия и Украина должны сами разобраться с проблемой неплатежей и гарантировать бесперебойную поставку газа в Европу, на что российский президент отрезал: "никаких заверений Россия не давала и давать не будет". Он подчеркнул, что Россия не может гарантировать платежеспособность Украины и предложил Евросоюзу поучавствовать в обеспечении собственной энергобезопасности деньгами, иначе говоря, дать Украине кредит: "партнеры в этой ситуации помогают своим партнерам, и мы готовы помочь украинскому государству, но хотели бы, чтобы значительную часть этой работы взял бы на себя и Европейский союз".

Newsru.com приводит сравнение из редакционного материала "Ведомостей", на наш взгляд, очень четко отражающее суть переговоров: Россия и ЕС похожи на старых соседей по коммунальной квартире, которые осознают свою взаимозависимость, но никак не договорятся о правилах сосуществования. Впрочем, если Россия хочет после 15 лет ожидания все-таки попасть в ВТО (а Медведев специально подчеркнул на нынешних переговорах желание нашей страны этого добиться), а Европа хочет гарантировать себе теплые зимы, партнерам, все же, придется договориться.