По мере истощения запасов природного газа, легко доступных для разработки, арктические регионы, несмотря на суровый климат, становятся все более перспективными источниками нефти и газа. Этот интерес подогревается еще и таянием арктических льдов из-за глобального потепления, что открывает новые районы шельфа, доступные для глубоководного бурения.
Тем не менее, детальной оценки углеводородных запасов арктического региона до последнего времени не существовало. Первую попытку оценить количество еще не разведанных запасов углеводородов предпринял Дональд Готье (Donald L. Gautier) из Геологической службы США и его коллеги. Результаты первого оценочного исследования количества горючих полезных ископаемых Арктики опубликованы в журнале Science.
Ученые составили детальную карту осадочных пород арктического региона, способных нести в своих недрах нефть или газ, а затем сравнили эти породы с другими нефте- и газоносными формациями, встречающимися в других регионах земли.
Арктика, по данным исследования, может содержать около 83 миллиардов баррелей неразведанных запасов нефти (примерно 10 миллиардов тонн), что составляет примерно 4% от всех мировых разведанных запасов нефти, а также 1550 триллионов кубометров газа, которые могут, при современном уровне потребления газа, "прокормить" человечество в течение 14 лет, сообщает РИА Новости. Большая часть этих запасов лежит в прибрежных регионах на глубинах до 500 метров, что делает их доступными для бурения.
В случае разработки месторождений Россия не только сохранит за собой лидерство по экспорту углеводородов, но и укрепит свои позиции. По мнению американского ученого Дональда Готье, начав разрабатывать эти месторождения, Россия "может получить стратегический контроль над мировыми газовыми ресурсами", пишет Газета (GZT.ru).
В свою очередь, самые лакомые нефтяные кусочки принадлежат, США. Хотя эта страна выходит в Северный ледовитый океан лишь узким, шириной 20–30 градусов по долготе сектором, именно здесь, в море Бофорта у берегов Аляски, расположено около 30 (от 15 до 45 с вероятностью около 90%) миллиардов баррелей нефти (от 2 до 6 миллиардов тонн). Это примерно треть всех неразведанных запасов Арктики. Следующие за Аляской месторождения – в восточной (российской) части Баренцева моря, в море Баффина между Канадой и Гренландией и в заполярной Западной Сибири (учёные подсчитывали и континентальные ресурсы к северу от полярного круга) – уступают Аляске в 5–10 раз. Но, хотя в Арктике США и принадлежит больше всего неразведанных запасов нефти, отобрать лидерство у стран Персидского залива у американцев все равно не получится.
Что касается арктических газовых месторождений, они являются предметом международных территориальных споров. Норвегия и Россия не могут поделить самую западную часть этого географического района вместе с частью так называемой платформы Баренцева моря. Спор продолжается уже почти полвека – с момента принятия в начале 1960-х предшественницы нынешней конвенции ООН по морскому праву, отмечает Газета.Ru. Проводить границу морских владений между соседними прибрежными государствами она рекомендовала по так называемой медианной линии, равно удалённой от береговой линии государств – если только между странами нет иного соглашения или как-то по-другому не сложилось исторически. Таким образом, морская граница оказывается существенным образом зависимой от ориентации береговой линии. Эта же рекомендация осталась в силе и в нынешней конвенции.
В точке, где сходятся Россия и Норвегия, граница Скандинавского полуострова, если её прослеживать с запада на восток, уже успела пройти самую северную точку и "завернуть" к югу. А потому и медианная линия от сухопутной границы довольно резво уходит на восток. Понятно, что в такой ситуации Москва настаивает на необходимости проводить границу по меридиану, как она была проведена с момента подписания соглашения о статусе Шпицбергена, ссылаясь на второе предложение соответствующей статьи конвенции. Осло же с удовольствием принимает рекомендации первого предложения и не желает слышать о каких-то прецедентах. Кстати, отсюда (равно как и из отличающегося понимания договора о Шпицбергене) постоянные задержания наших рыболовецких судов норвежским рыбнадзором.
Несмотря на то, что в настоящее время разработка северных месторождений ведется очень ограниченно из-за суровых климатических условий и непростых условий бурения, авторы статьи сходятся во мнении, что рано или поздно эти запасы придется осваивать. Поэтому экологи уже сейчас должны оценить вероятный ущерб для арктических территорий, служащих прибежищем для уникальных видов животных — полярных медведей, тюленей и китов.