Интересное

«Банюшка-матушка»: Как в Томской области развивают культуру пармастеров

15:00 / 29.08.23
70307

Тахтамышево, Томский район. 14 км от Томска

Мы в социальных сетях:

Знали ли вы, что баня может быть «правильной» и «неправильной»? Секретов здесь много, главное — как вы будете себя чувствовать после нее. А еще — кто станет вашим проводником в мир пара. Таких людей называют пармастерами.

Антон Мисевич и его жена Ирина — те, кто сами являются пармастерами, знают все о культуре парения, а также обучают этому искусству и даже организуют соревнования по пармастерству. Несколько лет назад супруги открыли клуб банного парения в Томском районе, и за это время их полюбили не только томичи, но и гости города из разных уголков страны.

Получить большие возможности для бизнеса можно благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется по поручению президента РФ. Благодаря нацпроекту предприниматели могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку в своем регионе.

Пришли из найма для души

У обоих супругов за плечами многолетние карьеры. Антон работал экспедитором, продавцом, коммерческим директором, таксовал и даже открыл свою фирму такси. А Ирина 15 лет работала маркетологом в томских компаниях в сферах питания и здоровья. Уйти от офисной работы решилась, когда во второй раз стала мамой.

«Я с темой здоровья пять лет сотрудничала, она меня увлекала, и я поняла, что хочу работать на себя, потому что уже не могу совмещать работу и детей. У меня как раз родились двое друг за дружкой, это настолько было тяжело в психологическом плане, что я поняла: не тяну. И хотелось работать в сфере здоровья, попробовать свою силу. Вообще это цепляет: ты 15 лет помогал продвигаться другим — не сможешь себя продвинуть? Одно из направлений продукции в компании, где я работала, были товары для бань. Меня эта тема заинтересовала, позже я в Барнауле обучилась на фитотерапевта и начала свой путь с трав», — рассказала Ирина.

Постепенно от трав семья перешла к заготовке и продаже веников: в Томске в больших объемах ими никто не занимался. Тогда же Антон и Ирина начали знакомиться с действующими парильщиками.

«Банюшка-матушка»: Как в Томской области развивают культуру пармастеров

Первое обучение Антон прошел в 2016 году, когда в Томск приехал Иван Ивакин, известный в банном мире человек. Получилось случайно: к Мисевичам приехали за вениками и пригласили Антона попробовать — не для будущей профессии, а для себя. Позже семья попала на фестиваль в Новосибирске, где были мастера. И тогда пазл сошелся.

«Мы решили попробовать на себе — что же такое профессиональное парение. Привычно-то как: сядешь в бане, похлопаешь себя веником, куда достанешь — считай, попарился. А здесь мы парились у профессионалов. Тогда я сказал: Ира, по-моему, это то дело, которым нужно заниматься», — вспоминает Антон.

Загруженность была огромной сразу

Буквально через месяц после обучения и фестиваля семья начала строить свою баню. Да, парить можно было и на выездах, вот только не все бани оказались сделаны по уму.

«Мы делали свою баню, потому что часто сталкивались с «неправильными». Где-то полки как курятник, у кого-то печи мощнее, чем парная, там находится неприятно. Было много случаев, когда пармастера в таких банях сжигали себе легкие. Я решил построить для себя правильную баню и там уже правильно парить людей», — рассказал Антон.

Обучение Антон продолжал и во время строительства бани, и через полгода с начала строительства супруги приняли у себя первых гостей.

«Сначала мы пригласили друзей-знакомых, потом начало работать сарафанное радио. Загруженность была сразу огромная, потому что не было ничего подобного. Товар по сути продавал сам себя и сразу показывал эффект. Проблема была в другом — мы не справлялись с объемом работ: запись была на 3 месяца вперед, а люди все звонили и нам не хотелось разочаровывать. Так что я сначала оставалась только на вениках, а потом подключилась и тоже начала парить, красоту в бане наводить».
«Банюшка-матушка»: Как в Томской области развивают культуру пармастеров

В это время супруги начали приглашать к себе банных мастеров для обучения, а также появились ребята, которые захотели сотрудничать с Антоном и Ириной и парить у них профессионально. Так что решение о строительстве уже второй бани не заставило себя ждать.

«Были отдельные ребята, которые проходили обучение. На самом деле их было очень тяжело найти: они сами по себе, в основном живут в городе, своей бани нет, так что им приходилось находить, кого попарить, рекламу давать. А банные комплексы по-другому заточены. И мы решили продвигать эту культуру. Это кажется: взял веник, себя похлопал -и все. Есть ведь определенные алгоритмы. Многие учителя, которые нас обучали, сами врачи. Здесь нюансы, как погонять лимфу, если человек полный, как расслабить или наоборот зарядить. Это целое искусство, мы, несмотря на то, что уже считаемся профессионалами, все равно учимся, чтобы это было для здоровья, не навредить», — рассказал пармастер.
«Банюшка-матушка»: Как в Томской области развивают культуру пармастеров

Попить-погулять — это не к нам

Банщики отмечают: правильная баня — это не только про оздоровление, хотя томичи стали больше следить за своим здоровьем и выбирают баню для перезагрузки и расслабления. Но не менее важны и эмоции, которые человек получает после парения.

«Кто-то регулярно ходит в баню. Кто-то приходит с определенными проблемами: устал, все валится из рук, надо перезагрузиться. Есть состояние человека, которому нужно помочь. А регулярное посещение бани хотя бы раз в неделю способно менять вас. Ну а попить-погулять — таких мест достаточно, это не к нам. Если видим, что люди у нас отдыхают с пивом — мы прощаемся без разговоров», — отметил Антон

Часть гостей, особенно новичков в банном мире, сначала относятся к процедуре со скепсисом. Однако он испаряется как вода на горячей печке, стоит только начать и почувствовать на себе заботу и мастерство пармастеров. Кроме того, в это ремесло часто приходят не только врачи, но также массажисты и психологи, ведь в этом процессе расслабить человека и добиться результата оказывается гораздо проще.

«У меня много девушек постоянных клиентов говорят — не могу дождаться, когда к тебе приду. В ситуации стрессов, депрессий, когда все надоело, гости говорят — мне срочно надок тебе. Есть классические сценарии, когда приходят люди и говорят: «Да я парюсь 20 лет, чем вы меня удивите?» Но потом они выходят счастливые: «Я понял, что вообще не был раньше в бане».Эмоции — то, что запоминается больше всего. Одна женщина к нам пригласила мужа отметить 25 лет совместной жизни. И он сказал: «Это первый подарок, который мне действительно запомнился». Дарить эмоции через тело, через кожу -это круто», — рассказала Ирина.
«Банюшка-матушка»: Как в Томской области развивают культуру пармастеров

К своим баням Ирина и Антон относятся очень бережно: они построены из пяти видов деревьев и наполнены множеством рукотворных мелочей, сделанных с душой: от травяных панно и кровати с сеном, где гости могут поваляться до характерной мебели.

«Это для нас храм, мы воспринимаем и ощущаем бани как живое пространство, не просто как место работы. Скорее мы служим в этом храме души и тела. Это как матушка-банюшка», — поделилась Ирина.

У нас нет работников, у нас – единомышленники

Антон и Ирина не нанимают сотрудников, а приглашают их парить. Некоторые мастера выросли из таких же гостей, обучившись, как и Антон в свое время.

«Мы — именно клуб банного парения. У нас есть единомышленники — либо кто-то уже где-то обучался и захотел присоединиться к нам. Был и такой случай: одна девушка попарилась у нас в свой день рождения и потом захотела парить сама. Мы ее обучили, посмотрели, как она работает — и она стала нам помогать. Потому наш путь отличается от пути, по которому идут владельцы многих бань», — отметил Антон.
«Банюшка-матушка»: Как в Томской области развивают культуру пармастеров

Кроме того, к паре присоединились и другие специалисты: массажисты, те, кто занимается тибетскими чашами. Ирина отмечает: у всех этих людей особый склад характера. 

«Почему мастерам нравится работать — когда человек, которого ты попарил, начинает тебя благодарить, ты сам начинаешь чувствовать себя хорошо. Это — своеобразная взаимная эйфория. И все в нашем окружении — это люди очень добрые, душевные, от них столько идет тепла. Когда вместе собираемся, как в сказку переносишься. Начинаешь чувствовать себя по-другому и это мощно. Главное, что объединяет — это здоровье», — отметила Ирина.

Вкладываемся не в дизайн места, а в своих мастеров

Быть хорошим пармастером — значит, постоянно обучаться. Да, сам Антон обучает банному искусству людей с разных уголков страны: к нему едут из Алтайского, Красноярского края, Новосибирска, Кузбасса, Иркутска, Сургута и других городов. Чтобы знать самое актуальное в сфере, на обучение сам пармастер тратит порядка 100-150 тысяч ежегодно. К тому же, несколько раз в год супруги едут на всероссийские мероприятия, чтобы видеть работу коллег, приглашают лучших к себе, чтобы перенять фишки и внедрять самые передовые методы парения в Томской области.

«И когда человек говорит, что хочет попариться и спрашивает, сколько стоит — потом может удивиться: «А за что? Пошел вениками похлестал — и все!» Ну похлестать вы и сами можете. А чтобы был эффект — это другое», — пояснил Антон.
«Банюшка-матушка»: Как в Томской области развивают культуру пармастеров

Главное, в чем видят секрет успеха томские пармастера — это профессионализм. И поэтому вкладываться нужно именно в развитие себя, своих учеников, а также в продвижение банной культуры и ее популяризацию среди людей. Например, два года подряд семья организует банную площадку на «Празднике топора», а также в этом году провела отборочный этап на Чемпионат по парению, чтобы лучшие смогли бороться в Суздале за звание лучшего пармастера. Ирина отмечает: все оргмоменты берет на себя Антон, и потому она гордится супругом.

«У нас это не бизнес, а дело жизни. Мы же в процессе каждый день с утра до ночи. Изначально задача была сделать душевно, удобно, эргономично с точки зрения пармастера. Такое уютное деревенское пространство. И когда к нам приезжают, говорят: как у бабушки в деревне. Это та забота, которой людям не хватает. И в эти отношения мы вкладываем все свободные деньги», — рассказала Ирина

Возрастное ограничение – 6+