Интересное

Бизнес из коряг: как увлечение кожевниковского мастера переросло в любимое дело

16:00 / 27.09.23
33051

Кожевниково, Кожевниковский район. 106 км от Томска

Мы в социальных сетях:

Благодаря проекту «Хороший малый» мы познакомились с огромным количеством сельских предпринимателей, и у каждого к делу свой подход. Кто-то работает для души и радуется, если получается на этом заработать, кто-то знает, как делать деньги, помогая другим. Андрей Вяткин и его брат Павел относятся, скорее, к первой категории. Им удается превратить коряги из воды в удивительной красоты предметы мебели и декора. В каждое изделие вложена часть души, иначе чуда преображения не случится. При этом предпринимателями мастера себя не считают, и Андрей только недавно пришел к мысли, что любимое дело с годами постепенно превращается в бизнес.

Получить большие возможности для бизнеса можно благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется по поручению президента РФ. Благодаря нацпроекту предприниматели могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку в своем регионе.

С деревом – как с кашей для детей

Казалось бы, при чем тут каша? Но именно еда открыла в свое время Андрею главный секрет будущей профессии. По образованию наш герой – не столяр, а повар-кондитер. Работал пекарем, стряпал хлеб. Как молодого специалиста Андрея пригласили на полставки в новый кожевниковский ясли-садик кормить ребят. Через месяц заведующая вызвала к себе на разговор.

«Говорит мне: «У тебя есть дети? Знаешь, технически претензий нет. Но готовить надо так, чтобы дети ели». И я потом обращаю внимание: я механически приготовил еду, нянечки несут ее… А дети не едят. Хотя кашу пробую – вкусная же! А все равно все — в отвал, ребенок голодный. Понять не могу. И вот тогда я научился вкладывать душу. Когда ты пришел, и как своему ребенку делаешь. Когда голодный домой приходишь – тоже всегда получается вкусно, потому что думаешь об этом, энергию тонкую вкладываешь. И вот когда готовил с душой, дети все съедали, добавки просили», — рассказал Андрей.

Однако поварское искусство в то время не было очень доходным делом. Чтобы заработать, Андрей начал заниматься отделкой, потом переехал с супругой в Томск, где прожили 10 лет, пока не вернулись обратно в Кожевниково. Здесь наш герой уже увлекся древесиной, продавал пиломатериал и постепенно заметил в дереве не только его практичность.

«Когда начинаешь пилить такой лес, понимаешь: надо с него какую-то красоту поделать. Занимался в свободное время как хобби, а потом все больше и чаще. Я же на реке всю жизнь: дед бакены сжигал, сушил. И я с детства всегда с ним в лодке. А на реке много находишь коряг. Дома все табуретки, полочки, сушилки под банки из них, на селе это применяем активно. На реке вы не представляете, сколько сплавленных коряжек. А если знать места, где их прибивает вдоль берега, едешь целенаправленно», — делится мастер.
Бизнес из коряг: как увлечение кожевниковского мастера переросло в любимое дело

Год учился только пилить правильно

С момента, как в 2010 году Андрей увлекся деревянным мастерством, он практически прошел полноценное обучение. Только без наставников: методом проб и ошибок. Ведь даже просто спилить или распилить дерево оказалось настоящей наукой. Постигать ее начал с пилорамы в деревне Осиновка в 70 км от Кожевникова, куда уехал «колымить» на год. Практика помогла разобраться и со своим лентопильным станком (в простонародье – «ленточка»).

«Станок же надо правильно установить, настроить, заточить. Никто не может вам объяснить, почему надо сначала развести, а потом наточить. Сам дошел до этого, но три месяца сам учился точить правильно. Наточил пилу, пошел пилить – не пилит! Переточил, запустил – не пилит! Психанул, два дня не подхожу. Но надо же научиться… Опять сначала. Кропотливо, нудно, но дошел до того, как правильно делать. Нюансов много. Например, угол заточки есть зимний и летний. Но у нас зима длиннее, поэтому лучше зимний зуб. Или в сплавленном промежуточном лесе много песка, поэтому он пилы часто садит. Тренировался, больше года, чтобы было понимание, как работать. Потом еще год ушел, чтобы отточить мастерство», — рассказывает Андрей.

Свои особенности есть и у того дерева, которое мастер вылавливает из реки. Чаще это тополь, поэтому и называется «топляк». Сейчас в основном мебельщики и столяры работают с фанерой, ОСБ, клееным брусом. Массив – редкость. Да, он сохраняет тепло и структуру, но все же он подвижен. И здесь топляк оказался проворнее: вода выталкивает из всех пор древесины воздух, так что дерево набирает плотность и утрачивает часть своей подвижности – от 8-12 мм до 2-3. А после того, как «пловец» попадает в руки к Андрею, проходит еще пара недель, пока дерево отлежится и «подболгаривается» до финишной гладкости.

Бизнес из коряг: как увлечение кожевниковского мастера переросло в любимое дело

«Мало найти бревно – его еще надо приплавить, из реки вытащить, на пилораму привезти, распилить, а потом – правильно сохранить. А то, когда начинаешь перебирать – что-то треснуло, лопнуло, повело, где-то грибок по всей структуре. Когда берешь бревно, обычно понимаешь сразу, где будет брак, а где хорошее. Иногда при распиловке оказывается – труха, расслаивается по волокнам. Но в основном все пилится, что называется, в развал, чтобы было видно красоту нашего сибирского дерева. Мы с братом только недавно дошли до того, что дерево надо выдержать под жестким пригрузом», — отметил Андрей.

Деревянные секреты

Постепенно дерево открывало мастеру все новые секреты. Например, как правильно его заготовить, почему первые два метра ствола годятся только на дрова, как проводить крижовку, почему сердцевина – ослабленная и пористая, а ближе к коре дерево перенапряжено. Или почему кривое дерево трещит, а прямое — гнется.

Само дерево – и есть главный источник вдохновения Андрея. Чертежей и рисунков для этого не нужно, что крайне удивляет других мастеров.

«Не умею я рисовать, тут дерево тянет, красота его. Порой дерешь заготовку – я же не знаю, какой рисунок внутри. И рука сама лишнее отрежет. Если нога на стол не получается – значит, нога не его, он не хочет эту ногу. Порой заготовка меняется, либо ломается – еще что-то выпилили. Рождается просто новая красивая деревяшечка. Грибы деревянные трутовики – порой настоящие розы попадаются. И потом эстетическое удовольствие от этого получаешь».
Бизнес из коряг: как увлечение кожевниковского мастера переросло в любимое дело

Толчок извне

Сначала изделия из дерева Андрей и Павел делали для себя. Нужна табуретка – посмотрели ролики в интернете, взяли болгарку и начали работу. И остальные изделия были изначально скорее практичными: от табуретов до ключниц и вешалок. Спустя время появился и первый клиент: попросил сделать классные ступени для крыльца.

«Ступени я раз по восемь перешлифовывал. Самое обидное, что все дефекты видны, только когда нанесешь финишный слой масла. Сушишь — и по новой. После делали и другим: кому мельницу, кому колодец. Ткачихам ткацкие станки делали, для парка нашего – беседки и столы. Опыт обработки приходит постепенно, тренируешься, пока что-то мелкое делаешь», — вспоминает Андрей.
Бизнес из коряг: как увлечение кожевниковского мастера переросло в любимое дело

Так, постепенно, об Андрее узнали не только в Кожевникове, но и в Томске, районный Дом культуры посоветовал поучаствовать в 2016 году в фестивале «Праздник топора». Там до сих пор стоит фигура Бабы Яги, сделанная братьями Вяткиными. Она принесла выигрыш в номинации «Сказочная действительность». И вот там Андрей и Павел смогли посмотреть на свое дело со стороны и получить понимание: на их увлечении можно заработать.

«Мы придумали сказочное что-то, наш лес смотрится именно так. Некоторые старят дерево искусственно, а нам только подчеркнуть старину и убрать то, что не держится. Так мы поехали, набрали коряг, окружающим говорили, что сказку едем делать. На «Празднике топора» отношение между мастерами только на позитиве, энергетика бешеная. Каждый хочет показать не себя, а желает поделиться с другим, посмотреть, как оно вообще в мире. И многие, кто приехал из-за рубежа, в восхищении были от масштаба площадки, количества мастеров, разных методик обработки. Были те, кто за 25 лет ни разу не видел ветла. Я привозил заготовки и раздарил кучу».

Я не «барыга»

По части работы с деревом у Андрея все происходит по наитию. Чего не скажешь о самом процессе торговли: это мастеру не близко, и часто свои изделия он дарит, или продает по цене ниже рыночной. Особенно к Новому году или крупным праздникам близким и друзьям может посчастливиться получить уникальный подарок. Так освобождается место для новых изделий у самих мастеров и появляется вдохновение к работе.

Бизнес из коряг: как увлечение кожевниковского мастера переросло в любимое дело

«Мастера на «Топоре» предложили: начинай, «барыжить». А я внутри вообще не барыга. Прошу кого-то из друзей. Есть корефаны, которые говорят: «Вот это стоит сем тысяч, не меньше!». Я говорю: давай подешевле, хотя бы «треха»! Лезем в интернет –  а там от пятнадцати тысяч цена. С таким подходом хватает тика в тику. Сложно посчитать все трудозатраты. Когда-то целенаправленно едешь найти 10 бревен, когда случайно находишь. Потом нанять трактор, чтобы привез их сюда. Плюс топливо, бензин на пилораму и лодку, электричество маленько, аренда, масло дорогое применяем: лак не живет долго и проблематично реставрировать. Технику обновляем раз в год, потому что производство пыльное», — поделился Андрей.

Поэтому пока Андрей не определился, как же назвать свое увлечение: дело для души или бизнес.

«Хочется, конечно, чтобы каждая вещь продалась, но мне это трудно. Больше нравится созидать, творить. Поэтому всегда в производстве 3-4 изделия. Еще же надо понимать наш сельский менталитет. У нас мебель из опилок,  а заборы из досок. Плюс осень нерентабельна в плане продаж: все на огородах и заготовках, не до похода в магазин. А вот с морозами уже можно и на другое смотреть, и идут к нам», — рассказал Андрей.

Выход — сообщество мастеров

С подобной проблемой сбыта, как у Андрея, сталкиваются и другие мастера района, которые при этом изготавливают разнообразную уникальную продукцию: шерстяные ковры, сотканные вручную, свечи, картины, джутовую филигрань, предметы мебели. Выходом стало образование небольшого сообщества умельцев, которое, к тому же, получает поддержку и от района.

«У нас три больших мероприятия, где собираются мастера – «Братина», «Праздник топора» и наш кожевниковский «Праздник хлеба», в каждом я активно участвую на протяжении нескольких лет. И наш районный Дом культуры старается привлекать на праздники всех наших мастеров. Плюс каждый год зимой проходят творческие отчеты поселений по выходным. Поем, пляшем, и там же собираются мастера как на ярмарку. Наш район богат на них – все участвуют: Уртам, Бакчар, Бозой. И мы в глазах друг друга не конкуренты, наоборот – я могу деревяшками поделиться, с теми, кто, к примеру, чучела делает. Во все времена кучкой выжить легче, чем по одному», — рассказал мастер.
Бизнес из коряг: как увлечение кожевниковского мастера переросло в любимое дело

Также мастера организовали небольшую лавку в Кожевникове, где продают свои изделия.  Выглядит она как небольшой музей ручного мастерства. Единственное, чего не хватает – коммерческого толчка. Или конкретного человека, который был бы с умельцами на одной волне и помог бы им направить их изделия на реализацию.

«Если бы появился кто-то, кто объединил всех… Но вот здесь бывают и недобросовестные. Один у меня взял на продажу семь изделий, каждое по 500 рублей. А потом приехал довольный – продал их по 3,5 тысячи каждое. А мне отдал ровно столько, за сколько купил у меня. Еще и предложил следующие оптом за 300 брать.  «По-деревенски» распрощались. Здесь промеж мастеров  все честно. И мы не против, чтобы накрученные 15-30% от стоимости человек себе забирал, но если он будет на нашей волне, с главной целью развивать, а не обогащаться. Благо, после праздников появляются как раз «наши» клиенты», — рассказал Андрей.

Возрастное ограничение – 6+