Интересное

«Как отцу родному»: Алексей Летяга о принципах, которые работают и в столярном бизнесе и на пасеке

15:00 / 06.10.23
24754

Кривошеино, Кривошеинский район. 164 км от Томска

Мы в социальных сетях:

Село Кривошеино – это примерно 170 км от Томска. Если проехать от села по трассе 15 минут, а потом свернуть на бездорожье и подпрыгивать в джипе еще минут 20, то попадешь в поля со сногсшибательным запахом медоносов: яркими полосами чередуются специально высаженные донник, фацелия, гречиха, иван-чай. И над всем этим слышно мерное жужжание пчел… У цветных ульев заедают мошка и комары, но кривошеинский предприниматель Алексей Летяга не разрешает брызгаться репеллентом: «У нас натуральное хозяйство без химии, извините». Пасека – его отдушина. А вот для старшего сына Алексея, Ростислава Летяги, она стала первым бизнесом. О том, как сохранить «родовое дело» и чем пчеловодство похоже на изготовление окон – в новом выпуске специального проекта Tomsk.ru «Хороший малый!».

Получить большие возможности для бизнеса можно благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется по поручению президента РФ. Благодаря нацпроекту предприниматели могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку в своем регионе.

…В начале 1920-х годов, отвоевав Первую мировую и Гражданскую войны, прадед Алексея Летяги вернулся домой и сказал: «Грядет голод, надо ехать в Сибирь!». Большая семья «снялась» из-под Тулы и осела в Новосибирской области, часть потом переехала на Алтай. В роду было много мастеровых – мужчины катали пимы, занимались плотницкими работами, держали пчел. Своя пасека была, в частности, у деда Алексея на Алтае.

«С самых малых лет он брал меня с собой, — вспоминает Летяга – Мне вручали банку борща, замотанную в полотенце, я крепко ее держал, сидя в коляске мотоцикла. Каждый день мы допоздна работали, качали мед. Это тяжелый труд, но это и определенный мир – мир пчелы, мир природы, где все естественно… Однажды осенью, когда я был классе в пятом, дед привез меня в сельский магазин. «Алексей, — говорит, — что бы ты себе хотел?». – «Часы, дед!». На витрине лежали часы «Электроника-5», я на всю жизнь запомнил! Он их купил и отдал мне со словами: «На, заработал!».

«Это «заработал» всегда было для меня ключевое. Сейчас практикую такое на своих детях. Пришли как-то в гараж, там стояли 24 свежепокрашенных улья. Среднему сыну говорю: «Сева, выбирай себе улей». – «Зачем, пап?» — «Мы туда посадим пчел, они будут твои». Севе было лет девять, и первое, что он меня спросил: «А я смогу свой мед потом продать?». Я улыбнулся: «Конечно, сможешь! Если пчелы его принесут. Для этого потрудиться еще надо». Мы ему отшили костюм, все лето пчеловодили. В конце августа на «Празднике топора» Сева продал все, что накачал со своего улья, и купил велосипед».

«Как отцу родному»: Алексей Летяга о принципах, которые работают и в столярном бизнесе и на пасеке
«Как отцу родному»: Алексей Летяга о принципах, которые работают и в столярном бизнесе и на пасеке

Когда деда не стало, Алексей Летяга продолжил его дело вместе с дядей и бабушкой. В Аграрный университет в Барнауле поступил только потому, что там открылась новая специальность –«Пчеловодство». Диплом писал о том, как производить и продавать пыльцу, и вскоре использовал теорию в практике – стал возить пыльцу в Норильск (местным жителям она помогала поддерживать здоровье в условиях полярной ночи; потом Алексей добавил к ассортименту мед, грибы-ягоды, веники). Там и встретил свою жену – Дарью. Родом она была с Кривошеина: отучилась в пединституте в Томске и уехала по распределению в Норильск. Но ее всегда тянуло назад, в родное село, к большой семье: «По одиночке жить тяжело».
«Как отцу родному»: Алексей Летяга о принципах, которые работают и в столярном бизнесе и на пасеке

«У тестя, Сергея Георгиевича, с 1990-х был бизнес, связанный с торговлей – косметикой, трикотажем, мебелью. Он нас все время звал к себе: «Приезжайте, все вам отдам!». Я не хотел, чтобы мне это досталось даром. Когда мы с Дарьей все-таки переехали в Кривошеино, поначалу я просто помогал  тестю. А потом нашел идею для своего бизнеса, — рассказывает Алексей Летяга. – Дело было так: для себя мы купили квартиру после пожара. Мне нужны были стены, а остальное, думал, сами сделаем. Но я не смог найти исполнителя, который бы качественно поставил пластиковые окна. Решил, что это хорошая ниша, прошел обучение в Томске и начал производство. Летом у меня доходило до 18 человек работающих, вместе со школярами. Я люблю привлекать детей к труду, когда они крутятся вокруг, чему-то учатся. А то сейчас большая проблема – люди даже в деревне теряют навык делать что-то руками».
«Как отцу родному»: Алексей Летяга о принципах, которые работают и в столярном бизнесе и на пасеке

Алексей с самого начала лично выезжал на замеры окон. Общался с людьми, выяснял, чего они хотят.

«Бизнес не будет устойчивым и долгим, если ты поставил прибыль выше всего, — поясняет он.  Бизнес – это прежде всего взаимодействие с людьми, общение, решение их проблем. Что такое выгода для человека? Это когда он получил либо соразмерно потраченными деньгам, либо выше ожидаемого. Вот тогда он вернется и проголосует за твой товар или услугу рублем. Это работает везде, хоть в монтаже окон, хоть в пчеловодстве. Я всегда своим монтажникам говорил: нужно делать, как отцу родному. Ты работаешь не только на свою фамилию, но и на мою.  Этот подход себя оправдал: конкуренты появлялись, но быстро закрывались – тому недоделали, этому накосячили…  А мы работаем с 2006 года».

«Мы с тестем пережили два пожара, они очень больно по нам ударили — было больше 4 миллионов рублей убытка. В какой-то момент стоял вопрос о банкротстве, но я сказал: обанкротится и не отдать долги всегда успеется. Но нужно не сдаваться до последнего, чтобы дети потом не ходили с протянутой рукой. Я тогда в 8 утра уже убегал из дома, в полночь только возвращался. Старший сын, ему лет шесть было, как-то спросил маму: «А почему папа с нами не живет?». Было сложно, но мы в итоге не отказались от выплат по кредитам и обязательств перед людьми».

Но с годами постоянное перенапряжение дало о себе знать. Алексей смеется: «Вдруг случайно я начал замечать, что не хочу идти на работу». Был звоночек – Алексей попал на операцию. Лежал после нее и думал: надо пожить и для себя… Позже во время разговора с другом обсуждали, чем бы хотелось заниматься для души. И тут у Алексея сложился паззл: надо взять пасеку!

«Два года назад мы купили пасеку у Чапаева земли сибирской – Василия Ивановича Апостолаки. Он бывший агроном, очень много сделал для Кривошеинского района. Место для своих пчел выбирал очень тщательно, когда решил свое детище продать, было немало претендентов. Но Василий Иванович выбрал меня – знал, что я к делу буду относиться с любовью, химией природу не испорчу. Мы когда в первый год засеивали 20 га фацелии, заметили, что здесь много шмеля. Это говорит о чистоте этого места», — рассказывает Алексей Летяга.
«Как отцу родному»: Алексей Летяга о принципах, которые работают и в столярном бизнесе и на пасеке

Он стал пропадать на пасеке все свободное время. Но предпринимательский ум покоя не давал: Алексей начал понимать, что из пасеки можно сделать не только место для собственного отдыха и умиротворения.

«Я увидел, как могу в этом дореализовать себя и помочь реализоваться в этом направлении детей. Мне ведь когда-то один монах сказал: если детей не приобщишь детей к родовому направлению, то у рода все сложится плохо, — говорит Алексей. – У меня трое сыновей, и старшему, Ростиславу, на тот момент исполнилось 18 лет. Как раз объявили программу «АгроСтартап», где молодые предприниматели могли получить грант на развитие своего проекта. Я предложил, и Ростислав согласился. Причем сразу стал развивать это дело как бизнес – хочет сделать из нее промышленную пасеку. Конечно, не все пока удается реализовать – не хватает народу, способного работать хорошо и много. Вдали от благ цивилизации. Но я все равно не нарадуюсь – в продолжение рода пчеловодов включился сын…».
«Как отцу родному»: Алексей Летяга о принципах, которые работают и в столярном бизнесе и на пасеке

Ростислав год отучился в «отцовском» институте в Барнауле, но не на сельхозспециальности, а на экономике и менеджменте.

«Я сразу сказал: пчел водить я тебя научу. Нужно научиться продавать.  Одна из проблем – люди многое могут создать своим трудом, но на продажах спотыкаются», — говорит Алексей. Год назад Ростислав  перевелся на аналогичную специальность в ТУСУР – все же в Томске высшее экономическое образование сильнее. Все лето Ростислав на пасеке, во время учебного года заботу о пчелах подхватывает отец. Сейчас у них под 200 пчелосемей, каждая дает по 30-50 кг меда в год. Ульи, где живут пчелы, выкрашены в яркие цвета, так было еще при бывшем хозяине пасеки. «Всегда любой бизнес нужно делать с воодушевлением, — считает предприниматель. — А это — воодушевляет!».

«Как отцу родному»: Алексей Летяга о принципах, которые работают и в столярном бизнесе и на пасеке

Возрастное ограничение – 6+