Источник фото: Дарья Щеглова
Новости компаний

Инклюзия через технологии: как инженерные мастер-классы раскрывают потенциал детей с ОВЗ

09:10 / 28.11.24
2828
Мы в социальных сетях:

В Томске стартовал уникальный проект, который помогает раскрывать возможности детей с ограниченными возможностями здоровья через создание инклюзивных образовательных программ. Школа цифровых технологий в рамках «Грантового конкурса инклюзивных инициатив местных сообществ» при поддержке X5 Retail Group, благотворительного фонда «Выручаем», Агентства стратегических инициатив и АНО «Пространство равных возможностей» организовала инженерные мастер-классы «Сделай сам», которые помогли детям с особыми потребностями не только развить творческий и технический потенциал, но и почувствовать себя полноценными участниками общества.

Инклюзия через технологии: как инженерные мастер-классы раскрывают потенциал детей с ОВЗ

Создание равных возможностей для всех детей, независимо от их физических или интеллектуальных особенностей — основная задача инклюзивных проектов в регионе. А еще для детей с ОВЗ — дополнительная социализация, и, главное, доступ к качественному образованию.

Проект, который стартовал в октябре 2024 года, стал возможным благодаря поддержке гранта и взаимодействию социально-ориентированных некоммерческих организаций и образовательных учреждений . Юрий Васильев, директор Школы цифровых технологий, рассказал, что идея возникла еще до подачи заявки на грант. Когда на занятия Школы стали приходить все больше детей с ОВЗ стало очевидно, что нужно создавать специальный продукт, который учитывает потребности каждого ребенка. В результате Школа цифровых технологий стала одной из семи победителей по России в своей номинации.

«Первое занятие стартовало 21 октября, но подготовка началась намного раньше: специалисты из Томского техникума социальных технологий провели обучение для наставников, мы подготовили методические материалы, безопасные комплектующие для занятий,  — рассказывает Юрий Васильев. — На занятиях ребята знакомились с различными инженерными дисциплинами: создавали кормушки для птиц, светильники и крейзиботов. Каждый мастер-класс — это шаг к развитию самостоятельности и уверенности детей. Мы очень довольны результатом проекта. И наилучший показатель — отзывы родителей».

Как подчеркивают участники проекта, инклюзивное образование — это не просто тренд, а необходимость. Объединение НКО и коммерческих организаций помогает создать условия для социальной адаптации и развития детей с ОВЗ, поддержать проект и укрепить его совместным опытом. Например, участие Томского отделения Всероссийского общества глухих в «Сделай сам» – пример того, как важна кооперация между общественными организациями и образованием. На занятиях для детей с нарушениями слуха работал переводчик русского жестового языка, это позволило детям не только в полном объеме понять материал, но и раскрыть свои творческие и инженерные способности.

Анна Попелло, председатель Томского отделения Всероссийского общества глухих, отмечает, что для детей занятия стали настоящим открытием:

«Участвовали восемь наших ребят, в возрасте от 9 до 13 лет. Созданная обстановка позволила детям проявить себя, и благодаря переводчику жестового языка ребята смогли лучше понять материал, имели возможность задавать вопросы и получать развернутые ответы. Важно, когда педагог может в полном объеме доносить информацию до ребят, которые разговаривают и мыслят на жестовом языке. Результаты при таком подходе совершенно другие. Свободная коммуникация и ситуация успеха позволяет детям укрепить свою самооценку и замотивировать их на дальнейшие достижения. Такое объединение сил организаций не только укрепляет текущее взаимодействие, но и закладывает основу для будущего сотрудничества, которое может привести к новым эффективным проектам».

Кроме очевидных преимуществ для детей с ОВЗ, такие инициативы полезны и для самих наставников. Участие в инклюзивных группах помогает им развивать дополнительные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной жизни. Это особенно актуально для молодых специалистов, которые учат детей и взаимодействуют с различными категориями учеников.

«Инклюзивные проекты полезны не только для детей с инвалидностью. Это шанс для всех участников — и для детей, и для педагогов — увидеть мир с другой стороны, — отмечает Елена Гончарова, руководитель Ассоциации «Союз родителей детей-инвалидов», — от нас были ребята от 7 до 15 лет, в основном, с ментальными, поведенческими нарушениями — это достаточно сложная категория детей, которых практически не берут в программы дополнительного образования. В данном проекте  ребята, несмотря на сложности, с интересом посещали все занятия и многие готовы продолжать и дальше».

По мнению специалистов-участников проекта, «Сделай сам» помогает сформировать общество, где ценится разнообразие, и каждый человек может раскрыть свой потенциал.

План Школы цифровых технологий — масштабировать проект. Возможно, именно такие мастер-классы и другие инклюзивные инициативы станут основой для изменений в системе образования, где каждый ребенок, независимо от своих особенностей, сможет реализовать себя.