Интересное

Контент для региона/контент для себя: томский блогер Лиза Барабина о декрете, масштабировании, журфаке и местных медиа

15:02 / 22.12.23
3569

Как взрастить личный бренд из «мамского блога»

Мы в социальных сетях:

В 2017 году молодой блог «Мама знает Томск» начал выпускать полезный для родителей города контент: о развивашках, интересных местах и активностях для детей в Томске. За несколько месяцев на «Маму» подписались больше тысячи человек, хотя многие даже не знали ее имени. Со временем автор блога Лиза Барабина стала одной из ярких представительниц регионального медиа. Успех сложился из нескольких частей: от папы-журналиста и обучении журналистике в ТГУ до работы в благотворительной сфере и своего материнства.

С 12 лет «зарабатывала» на журналистике

Я — коренная томичка. И журналистика была со мной практически всегда, внутренняя потребность была яркая с детства. Как-то выкладывала в своем блоге детскую запись, где мне лет 8, и я в руке держу микрофон и провожу экскурсию по лагерю. 

Повлияла и семья. Мой папа — журналист-газетчик, хотя по образованию — физик, тоже заканчивал госуниверситет. А потом, когда начались 90-е, и науке в меньшей степени уделялось внимание, пошел в журналистику, чтобы кормить двоих детей. И я лет с 12 первые деньги получала от него за расшифровки аудиозаписей интервью. 

Я уже в 9 классе знала, что пойду на журфак и в принципе другие варианты даже не рассматривала. Так как факультет журналистики у нас есть только в Томском госуниверситете, я только туда и подавала документы. Филфак и истфак были запасными вариантами, но у меня сразу же была цель — и я в эту одну точку «била». Писала для портфолио небольшие заметки в газету «Вечерний Томск», газету при ДЮЦ «Звездочка», где занималась. Ходила в 11 классе в «Школу молодого журналиста». И многие оттуда поступили, так что к 1 сентября я уже знала большую половину однокурсников. И в 2005 я поступила в университет.
Контент для региона/контент для себя: томский блогер Лиза Барабина о декрете, масштабировании, журфаке и местных медиа

Жизнь на факультете и вне его: теория для практики

ТГУ и факультет журналистики дали мне прежде всего комьюнити увлеченных и креативных людей. В 2005 году  компьютеры уже у всех были, но они были такие слабенькие, еще были дискеты. Чтобы делать видеопродакшн, все собирались у кого-то, у кого был нормальный ноутбук и монтировали ночью. Мы делали внутренние университетские фильмы для факультета, например, когда фотостудию при факультете открывали или проводили посвящения в первокурсники. Но это никуда не выходило и оставалось у нас. 

Когда речь идет про копирайтинг, газетную журналистику — понятно, что там важна и литературная, и теоретическая база. А когда ты — телевизионный журналист, важна прежде всего практика, оперативность, умение из максимума информации быстро вычленять смыслы и очень кратко и емко выдавать это в телевизионном тексте. Я всегда тянулась к практике и уже с 3 курса работала внештатным журналистом в новостях на телеканале. Благо, все преподаватели на факультете к занятости студентов по специальности относились нормально.

На факультете были и те, кто помогал получать практический опыт. Например, Илья Юрьевич Мясников давал новостную журналистику. Вроде, это теория, но хорошо применимая на практике, что касается вычленения смыслов и работы с ними, написания заголовков, понимания, как делаются новости. Именно от него на 2 курсе я услышала фразу: «Новость – это не когда собака укусила человека, а когда человек укусил собаку», которую я слышала спустя 10-15 лет от нескольких известных людей в сфере медиа, но уже через призму блогинга и ведения соцсетей. Также на первом курсе у нас вела практику Оксана Вождаева. Под ее руководством мы делали программу новостей для своей группы. 

Если говорить про теорию — это Алексей Иванович Гавриляк, профессор с философского факультета, как раз философию и вел на первом курсе. Он был пожилой, но при этом мог такие шутки откачивать, настолько креативно мыслил, плюс это было все в разрезе философии! Это был для меня пример фундаментальной науки, которая может при этом подаваться легко, с юмором и креативно даже из уст пожилого человека.

Контент для региона/контент для себя: томский блогер Лиза Барабина о декрете, масштабировании, журфаке и местных медиа

На втором курсе у нас началась производственная практика, я тогда пошла на ТВ2 в утреннюю программу «Успеваем». А с третьего курса я уже работала в новостях внештатником, но это требовало много времени и мне постоянно приходилось договариваться с преподавателями, что-то сдавать наперед.  В штат меня взяли в 2009 году, я уже тогда была близка к окончанию вуза. Тут же вышла замуж и заканчивала учебу в 2010 уже на 9 месяце беременности — я же ракета, везде успеваю! Ушла ненадолго в декрет, в 2012 уже вернулась на работу.
Контент для региона/контент для себя: томский блогер Лиза Барабина о декрете, масштабировании, журфаке и местных медиа

В 2013 году я осознала, что навыки, полученные на журфаке и на телевидении можно применять не только в работе журналиста, базовые компетенции остаются при тебе, как фундамент, и легко трансформируются в более широкую и развивающуюся сферу социальных медиа. Так совпало, что у меня возникли проблемы со здоровьем, а в фонде «Обыкновенное чудо» мне предложили заниматься связями с общественностью. Я перешла туда, оставив на телеканале за собой только сюжеты о благотворительности. В фонде я вела блоги детей на сайте, страницы фонда в соцсетях, организовывала мероприятия, пресс-конференции, взаимодействовала с журналистами по большим инфоповодам. И перешла от журналистики к более широкой сфере социальных медиа.

Контент для региона/контент для себя: томский блогер Лиза Барабина о декрете, масштабировании, журфаке и местных медиа

Блог – как своя редакция новостей: как появилась «Мама знает Томск»

Я начала вести блог в 2017 году, когда уволилась из благотворительного фонда и села в декрет со второй дочкой. Мне важно было не погрязнуть в декретных буднях, потому что я уже знала, что это такое и воспринимала социальные сети как благо цивилизации: в 2010 году без них с первой дочкой я оказалась в полном социальном вакууме. Представьте: мне 22 года, все тусят, ходят по клубам, а у тебя больше нет общих тем даже для разговора с твоим окружением. А в 2017 году очень хорошо начал качать Инстаграм*, в Томске люди через него и офлайн, и онлайн-движухи организовывали, но не было качественного регионального контента. Даже материнские паблики того времени — это были просто скаченные картинки и текст из гугла.

У меня изначально аккаунт назывался «Мама знает Томск» с задумкой, чтобы местные мамы не отставали от жизни. Я начинала с обзоров детских пространств, магазинов, товаров для детей, много снимала видеосюжетов (хотя тогда это не было так популярно, как сейчас). Причем делала это качественно,  по всем канонам журналистики. Свой блог я воспринимала редакцию новостей. И таким трушным журналистским контентом я сильно выбивалась из контекста блогеров 2017-го… И люди, читая комментарий, заходили и оставались в моем профиле. В первых постах я сразу обозначила, кто я такая, что здесь будет, у меня сразу был контент план, четкая система, плюс понятное и говорящее название — «Мама знает Томск». В итоге за первый месяц с нуля на меня подписались тысяча человек из томской аудитории мамочек.
Контент для региона/контент для себя: томский блогер Лиза Барабина о декрете, масштабировании, журфаке и местных медиа

Тогда же появились и прямые эфиры. И я подумала — вот он, мой звездный час! Ты можешь сидеть в декрете, а у тебя дома своя телестудия! Муж подарил на новый год штатив и у меня были разные гости, например, тогда школа танцев «Юди» открывалась, я про это рассказала. Потом мне написали из СибГМУ, предложили, чтобы их врачи были в моих прямых эфирах. Все развивалось  быстро, буквально через полгода набралось тысячи три подписчиков, меня даже пригласили первый раз весной в белый дом как представителя сообщества мам. Чиновники тогда обсуждали трудоустройство женщин в декрете. Учитывая, что в журналистике я не работала уже давно, это было результатом того, что я в блоге с нуля взрастила благодаря своим мозгам и навыкам. Так что я стала думать над тем, чтобы масштабировать эту историю и убрала Томск из названия. «Мама знает» было занято, и, так как часто спрашивали, как меня зовут, родилось название «Мама Лиза знает». И очень быстро это стало именем нарицательным и сформировался мощный личный бренд.

Контент для региона/контент для себя: томский блогер Лиза Барабина о декрете, масштабировании, журфаке и местных медиа

От «мамского» блога к региональному контенту

Так как я — человек, неравнодушный к тому, что происходит вокруг, с течением времени стала затрагивать не только вопросы материнства. Сыграло и образование, и жизненная позиция, и накопленный опыт.  Одной из нашумевших тем стала история с лестницей в Солнечном, после этого репортажа на меня около тысячи человек подписались, а если и не подписались, то многие узнали, что я такая есть — активная блогерка. История была в том, что я три года добивалась чтобы к остановке сделали лестницу, писала во все инстанции: депутатам, в прокуратору и результата было ноль за три года! И тут перед выборами мэра установили просто необработанные деревяшки. Меня это так задело! Я сняла об этом настоящий репортаж, как умею, показала кипы бумаг, у людей взяла интервью. Меня это очень задело, потому что было обидно после трех лет скитаний по инстанциям увидеть «это».

Мне тогда было непросто это сделать — к блогерам было разное отношение. И в итоге я получила несколько комментариев, мол, ты бы лучше, чем тратить время на видео, взяла бы краску и покрасила лестницу, а то себя только пиаришь! Тогда я впервые столкнулась с деструктивной критикой. Но с течением времени перестала обращать внимание на подобного рода обратную связь,  потому что каждый смотрит твой блог и видит то, что хочет увидеть, через призму своих установок и убеждений.

Постепенно я стала поднимать общественно-значимые темы в блоге и меня стали воспринимать наравне со СМИ. На следующий год случилась мусорная реформа. Блогеры тогда поехали на объезд с мэром и у меня вышел саркастичный сюжет.

Этот период Мамы Лизы — общественной активистки продолжался около двух лет. В 20 году я поняла, что не хочу быть сама себе СМИ. На это уходит слишком много ресурса, который здесь же не восполняется. И когда ты даешь только пользу — ты себя чувствуешь больше использованным, чем полезным.

Контент для региона/контент для себя: томский блогер Лиза Барабина о декрете, масштабировании, журфаке и местных медиа

Я переросла Маму Лизу

В 2021 году я достигла определенного финансового потолка: у меня была самая дорогая реклама в Томске. Блог мне приносил стабильно по 120-150 тысяч, при том, что у меня не было никаких расходов кроме покупки смартфона и налогов. Но, так как город маленький, невозможно поднимать цену рекламы до бесконечности. Потолок есть и аудитории в регионе. И вот тогда я стала думать над тем, как масштабироваться.

В поиске точки масштабирования была два года, за это время и бренд одежды открывала, и женский клуб начинала, и успела с Тимуром Бекмамбетовым поработать. А точка масштабирования все это время находилась у меня под носом – это мой блог. Работа, которую я вообще не замечаю, когда работаю. Блог все два года приносил мне хорошие деньги, которые я вливала в другие проекты. И сейчас я проживаю переходный период, начинаю позиционировать себя как эксперт по блогингу, в продвижении и монетизации соцсетей. Готовлю обучающий курс «Я – медиа», чтобы научить экспертов создавать живой, вовлекающий видеоконтент из их привычной жизни.
Контент для региона/контент для себя: томский блогер Лиза Барабина о декрете, масштабировании, журфаке и местных медиа

Я вкладываю глубокий смысл в это название: «Я — медиа». К своему блогу я с самого начала относилась не как к хобби, а как к работе в редакции! Я четко понимала, что я — медиа, понимала  основную идею блога, стратегию, и это шло красной нитью через все посты. Иначе не было бы той Мамы Лизы, которую сейчас все знают. И когда человек начинает именно так относится к своему блогу — все меняется.

Кроме того, сфера в которой я училась в университете и проработала всю жизнь — видеоконтент, сейчас мега популярен. Причем в совершенно разных жанрах и форматах: от коротких вертикальных роликов-танцулек до глубоких смысловых интервью. Я поняла, что ключевые навыки, которые я приобрела, будут всегда вне трендов и времени — это умение круто работать с информацией через видеоряд и базовые принципы тележурналистики.  Социальные медиа — это новое телевидение. И чем раньше люди это поймут, тем большим социальным капиталом и возможностями будут обладать…
Контент для региона/контент для себя: томский блогер Лиза Барабина о декрете, масштабировании, журфаке и местных медиа

*принадлежит организации META, признанной экстремистской в РФ.