Город

Мавританский стиль, «чешуя» на башенках и южная лепнина: в Томске заканчивают реставрацию дома Карим-бая

14:00 / 17.10.25
1153

Журналист Tomsk.ru пообщался с хранителем татарской культуры Идрисом Мухутдиновым, который рассказал о ходе работ, истории особняка и прилегающей территории. Подробнее об этом читайте в нашем эксклюзивном материале

Мы в социальных сетях:

Стартовавшая в этом году реставрация фасада дома купца Хамитова по улице Максима Горького, 35 в Томске вышла на финишную стадию. Об этом редакции Tomsk.ru рассказал методист Центра татарской культуры Камиль Аплин. Напомним, что на реставрацию уникального памятника архитектуры из областного бюджета выделили более 54 миллионов рублей. По словам Камиля, предыдущие капитальные работы в здании проводились к 400-летию Томска.

«Остались последние штрихи. Специалисты заканчивают работы, которые заложены в контракте, а именно: устанавливают сигнализацию, видеонаблюдение и противопожарную систему. Но пока рано говорить об открытии дома уже в 2025 году. Во дворе нашего Центра закончили беседку и разметили территорию под будущие лужайки с цветниками, которые засадим уже в следующем году», — уточнил Аплин.

Мавританский стиль, «чешуя» на башенках и южная лепнина: в Томске заканчивают реставрацию дома Карим-бая

На сегодняшний день фасад украшают колонны, балюстрады и узоры, характерные для мусульманской культуры. Если присмотреться, на стенах особняка вы не встретите ни одного изображения человека. По легенде, в молодости купец Карим Мохаммед Хамитов (Карим-бай) много путешествовал по Европе, Испании, Северной Африке и Ближнему Востоку. Он черпал вдохновение для идей по оформлению дома в мавританских (в частности, особняков Андалусии), марокканских и турецких архитектурных шедеврах.

Между оконными проемами и венчающими карнизами, над и под колоннами входных групп, а также над цокольным карнизом по всей длине дома встречается лепнина с нетипичными для Западной Сибири растениями.

Мавританский стиль, «чешуя» на башенках и южная лепнина: в Томске заканчивают реставрацию дома Карим-бая

«Здесь везде изображены южные орехи, каштаны, лианы, хлеб и колосья. Смотрите, какая красота. А на колоннах — что-то вроде аленького цветочка. Эта растительность тоже не наша, а южная. На фасаде и внутри дома можно встретить исключительно растительные либо геометрические элементы. Вообще, в Татарской слободе вы не встретите человеческих маскаронов из-за исламской религиозной традиции», — отметил томич Идрис Мухутдинов.

А если обратить внимание на башни дома, то можно заметить черепицу в виде «рыбьей чешуи». По словам создателя музея деревянных наличников под открытым небом, башенки в исламе называются минаретами без основания.

Мавританский стиль, «чешуя» на башенках и южная лепнина: в Томске заканчивают реставрацию дома Карим-бая

«Такая стилистика не типична не то что для Томска, а для всей Сибири. Мы знаем, что у нас нет авторов проекта, нет чертежей итогового проекта дома, но, как было положено, руководил проектом губернский архитектор Федоровский. А самим автором и заказчиком мог быть Карим-бай. Конечно, это наши догадки, но я думаю, что он соединил то, что видел в восточных странах, и решил создать себе такой небольшой дворец здесь, в сердце Сибири», — рассказал Мухутдинов.

Помимо этого, летом рабочие полностью восстановили крышу, чердачные помещения и водосточные трубы.

«Большие работы велись также и по крыльцу, потому что оно отделено от здания и расположено на другом фундаментах из-за чего сильно страдало», — добавил Идрис.

Мавританский стиль, «чешуя» на башенках и южная лепнина: в Томске заканчивают реставрацию дома Карим-бая

Во время исторических анализов и экспертизы на фасаде дома Карим-бая удалось выявить красные, синие и зеленые оттенки.

«В основном преобладали голубые и небесно-голубые оттенки, поэтому и приняли решение оставить зданию именно такую колористику. Жаль, что до нас не доехал фотограф Прокудин-Горский, может, и удалось бы восстановить благодаря снимкам истинный цвет дворца», — сказал томич.

Мавританский стиль, «чешуя» на башенках и южная лепнина: в Томске заканчивают реставрацию дома Карим-бая

Также по словам Идриса Мухутдинова, на одном из минаретов без основания красовался большой двуглавый орел с гербом Российской империи. Для своего музея Идрис планирует создать копию башенки с металлической черепицей и исторической геральдикой.

«Мой дед купил у местного банкира Фуксмана дом, который расположен совсем рядом, на улице Мусы Джалиля, 28. Мои предки работали у Карим-бая, сплавляли товар по Енисею. Сейчас дом признан аварийным и расселен, возможно, его будут восстанавливать. Подумываю о том, чтобы воссоздать на территории музея под открытым небом ворота дома родственников. Я смог сохранить металлические шарниры, а сами ворота были деревянными и ажурными», — поделился с нашим журналистом Мухутдинов.

Мавританский стиль, «чешуя» на башенках и южная лепнина: в Томске заканчивают реставрацию дома Карим-бая

Из разговора с Идрисом удалось узнать, что в особняке Карим-бая жили его жена и дети.

«В доме были погреба и чуланы, в которых хранились продукты. В самом здании и окрестных домах проживало много прислуги. Во дворе находилась беседка, а поодаль от нее жили павлины, которые в теплое время года гуляли по участку. Когда Карим-бай выгуливал своих лошадей, полностью двор выстилали коврами, коврами, войлоком, коврами, чтобы у них копыта не попортились», — рассказал томич.

В те уже далекие времена Хамитов был одним из основных поставщиков лошадей для царской армии.

«Вся Сибирь ему свозила лошадей, которых он закупал. Какие-то табуны держали прямо в Татарской слободе, но большинство — в окрестных районах и деревнях. Например, в Тахтамышево, там были целые табуны лошадей. Даже далеко ходить не надо: после Великой Отечественной войны в нашем Заисточье было 34 табуна животных», — заявил Идрис.

Мавританский стиль, «чешуя» на башенках и южная лепнина: в Томске заканчивают реставрацию дома Карим-бая

Подытожив, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день полностью закончены реставрационные работы фасада и кровли, а внутри исторического здания осталось довести до ума лишь маленькие детали.