Город

Мэрия Томска назвала три причины не делать велодорожки. Разбираемся с урбанистом, почему аргументы несостоятельны

17:30 / 26.09.23
4277

Чиновники считают, что создание сети велодорожек – «нецелесообразно» и «невозможно».

Мы в социальных сетях:

Томские велосипедисты уже давно жалуются на отсутствие в городе велодорожек. В ответ на обращения горожан томские чиновники назвали три причины, почему сделать велодорожки в городе невозможно. Аргументы администрации для редакции Tomsk.ru прокомментировал томский урбанист и автор телеграм-канала «Город не бесит» Дмитрий Поляков.

Аргумент №1. Ширина тротуаров не позволяет сделать велодорожки

Томские власти сообщают, что из-за сложившейся исторической застройки создание сети велодорожек вдоль большинства дорог — нецелесообразно и невозможно. По мнению чиновников, ширина тротуаров и дорог не позволяет выделить для них место.

Так, сужение проезжих частей для создания велодорожек снизит пропускную способность дорог, что приведет к серьезным пробкам. А создание велодорожек за счет сокращения парковки приведет к массовым нарушениям ПДД, уверяют в горадминистрации.

С чем не согласен урбанист. Как утверждает Дмитрий Поляков, в Томске есть десятки улиц с лишними автополосами. Он упоминает Красноармейскую, Иркутский тракт, Мира, Кирова, проспект Комсомольский и другие. По мнению урбаниста, здесь без труда можно выделить даже автобусные полосы.

«Десятки километров асфальта, плитки и открытой земли просто существуют в Томске. Вижу это каждый день. Никто не мешает учитывать на этих местах велополосы. Никто не говорит, что нужно завтра же расчертить весь город под них. Но важно заклыдвать первые шаги на это. Главное, чтобы была стратегия и движение в этом направлении. Движения нет — как можно заправшивать в таком контексте велодорожки и инфраструктуру? Никак», — считает эксперт.

Аргумент №2. Велодорожки — это нецелесообразно

По мнению томских чиновников, в Сибири большинство людей пользуется велосипедами пять-шесть месяцев в году. При этом власти заявляют, что количество велосипедистов значительно уступает числу пешеходов и автомобилистов, которые передвигаются по городу круглый год. Поэтому чиновники считают целесообразным отдавать предпочтение последним, а не выделять дорожные полосы и тротуары под велодорожки.

Оценка Дмитрия Полякова несколько отличается. По мнению урбаниста, велосипедисты ездят в Томске круглый год, даже в ситуации, когда город для этого не приспособлен. А появление велодорожек как раз подвигнет людей переходить на этот вид транспорта, что со временем позволит улучшить в городе дорожную и экологическую ситуации.

«Вопрос лучше ставить так: «Нужно ли Томску стараться следовать принципам устойчивого города, развивать экологические принципы и идти в ногу с другими современными городами?». Под «современными» имеются в виду города, где главный принцип развития строится вокруг понятия «человек». Если сделать фокус на этот принцип, все остальное логичным образом выстраивается в адекватную стратегию развития», — говорит урбанист.

Аргумент №3 — железобетонный. Нет денег

Томские чиновники также задаются вопросом, каким образом отделить велодорожку от тротуара или проезжей части,  когда любой из способов: разметка, бордюрный камень или столбики, по их оценкам — дорогостоящее мероприятие. А в бюджет не заложены расходы на велодорожки.

Кроме этого, власти сетуют, что для комфортной езды на велосипедах придется заняться ремонтом мелких неровностей на тротуарах. А город вынужден жить в условиях ограниченного финансирования.

Разумеется, деньги на велодорожки не появятся, если их не закладывать в бюджет. А чтобы начать это делать, по мнению урбаниста, надо смотреть на проблему отсутствия велодорожек в комплексе развития системы транспортной инфраструктуры.

«Это как строить дом, забыв про окна, двери, кухню. Без двери дом будет не удобен. Придется лезть через окно. Без тротуаров пешеходы пойдут по траве и грязи. Без велождорожек велосипедисты поедут по тротуарам, тропам и дорогам. Пора уже включать в единую систему транспортного планирования города недостающий, но напрашивающийся и необходимый для ее качественного функционирования элемент», — уверен Дмитрий Поляков.

Таким образом, если город хочет избавляться от пробок, улучшать экологию и поднимать индекс качества городской среды, ему необходимо развитие велоинфраструктуры, считает эксперт.

«Часть людей «сойдет» на велосипеды, станет чуть меньше загрузка автобусов, можно будет выбирать его вместо машины — не всегда, естественно, но как альтернативу. Важно распределять людей в городе по транспортным потокам и способам перемещения: машины и дороги, тротуары и пешеходы, велосипеды и велодорожки, трамваи и трамвайные пути, троллейбусы и автобусы, самокаты и инвалидные коляски. Если город сфокусирован только на развитии авто-инфраструктуры, значит он получает пробки, бесконечные асфальтовые поля, заторы, загазованность, нервы, агрессию, ухудшение здоровья и экологии. Это не пафосные слова — это та правда и та данность, которую мы получаем, отказываясь развивать город чуть более здоровым способом», — заключает эксперт.