Источник фото: Святослав Зырянов
Образование

Самый главный вопрос «зачем?»: Андрей Комиссаров рассказал о том, где искусственный интеллект может принести пользу образованию

11:30 / 20.10.23
2439

Редакция Tomsk.ru поговорила с методологом образования, руководителем направления цифровых продуктов образовательной экосистемы “Самолет” Андреем Комиссаровым. 

Мы в социальных сетях:

О важности самоактуализации, «серых пятнах» в школьных классах и профессиональном самоопределении с помощью искусственного интеллекта поговорили с руководителем направления цифровых продуктов и главой блока «Образование на основе ИИ» образовательной экосистемы “Самолетум” (входит в группу компаний Самолет), отцом пяти детей и основателем своей частной школы Андреем Комиссаровым. Он провел в Томском госуниверситете в рамках конференции о непрерывном образовании форсайт, где обсудил с коллегами человеко-машинный интеллект и образование новой реальности.

Эксперт выделил три основных момента, где искусственный интеллект может быть крайне полезен образованию.

Самый главный вопрос «зачем?»: Андрей Комиссаров рассказал о том, где искусственный интеллект может принести пользу образованию

Первое. Это все, что связано со становлением личности ребенка. Это и школа, и домашняя работа, и допобразование детей.

«На мой взгляд, самой универсальной компетенцией является самоактуализация, проявление себя как личности. ИИ может обеспечивать тьюторский подход в попытке заместить собой позицию значимого взрослого. Это сложная деятельность, далеко не так тривиально как простое включение GPT. Мне приятно, что занимаюсь этим, так как люблю сложные задачи», — признался Андрей Комиссаров.

Второе направление, где ИИ может тоже существенно помочь, — это способность к целенаправленному, осознанному действию.

Самый главный вопрос «зачем?»: Андрей Комиссаров рассказал о том, где искусственный интеллект может принести пользу образованию

«Ты умеешь мечтать, планировать, действовать, анализировать и радоваться результату. Потом пошел новый цикл, он описан в австралийской концепции Dragon Dreaming, «мечтай как дракон».  Очень многие дети перейти к следующему шагу (планирование) после желания перейти не могут. Школа, к сожалению, не очень сильно в этом помогает. У нее есть «слепое пятно», которое находится посередине класса. Вверху у нас отличники, внизу —двоечники. На последних мы всегда фокусируем внимание, потому что они безобразничают. На отличниках тоже фокусируем внимание, так как преподавание —это энергообмен, если учитель не будет получать что-то позитивное, он страдает. А на тех, кто в середине, мы не фокусируем внимание вообще. Работа со «слепым пятном» — второе направление, в котором может быть применен искусственный интеллект. Он может решить проблему двух сигм Блума. Американский исследователь Бенджамин Блум говорил, что есть стандартная массовая школа, а есть — репетиторство. У массовой школы достижения ниже, чем у репетиторства в несколько раз. Между ними расхождение — два стандартных отклонения, две сигмы. Как сделать так, чтобы в массовой школе было также круто, как в репетиторстве? Сейчас массовую персонализацию может обеспечивать искусственный интеллект», — подчеркнул специалист. 

И третье. Это построение траектории профессионального самоопределения. Как понять, куда пойти учиться и кем быть. Как отмечает Андрей Комиссаров, во многих школах есть такое направление, как профориентация. Тебе дают веер всего — пробуй, может, что-то тебе понравится. Проблема в том, что веер так велик, не перепробуешь за всю жизнь.

Самый главный вопрос «зачем?»: Андрей Комиссаров рассказал о том, где искусственный интеллект может принести пользу образованию

«Искусственный интеллект может существенно нам помочь в направлении, которое называется «профнавигация». Проанализирует потенциал ребенка на основе целого ряда диагностических показателей по его цифровому следу, как он себя ведет. У младшего школьника мы можем наблюдать универсальные учебные действия, их фиксировать. А если ученик средней и старшей школы — можем выводить его на рефлексивные практики. Я до 17 лет хотел быть биологом, учиться пошел на политолога, потом был совладельцем стартапа в сфере шоу-бизнеса, затем окунулся в маркетинг и образование, так как у меня много детей и образованием пришлось бы заниматься, хочу я этого или нет. Это пример, как траектория, изначально неосознанная, выстроилась в ту структуру, где я могу быть полезен и применять свой основной потенциал — у меня это системное мышление. Но ведь этот потенциал можно было распознать еще в младшей школе и подсказать мне про направления, где системное мышление может помочь», — продолжил Андрей Комиссаров.

Эксперт отметил, что придерживается конструктивистской позиции: основная задача образования — перевести человека в общественно-полезную деятельность, которая делает его счастливым. Это, по мнению Андрея Комиссарова, самый важный императив в образовании. 

Что же делать с двоечниками? Может ли им помочь искусственный интеллект?

Этот непростой вопрос находится на грани педагогики и дефектологии, уверен специалист.

Самый главный вопрос «зачем?»: Андрей Комиссаров рассказал о том, где искусственный интеллект может принести пользу образованию

«Сейчас идет мощный информационный прессинг на детей. В советское время такого даже близко не было. Сейчас дети гораздо больше фрустрированы, они более хрупкие, невротичные. Когда мы говорим, что есть хронически неуспевающий ребенок, самое главное, понять причину этого. Причиины могут быть очень разные», — предупредил специалист.

Андрей Комиссаров глубоко изучил и проработал эти причины на личном опыте в семье и в открытой им частной школе.

«У меня пятый ребенок в семье — приемный. Он из очень сложной жизненной ситуации. Мы его взяли в 5,5 лет и он вел себя не как маленький ребенок, а как спецназовец в тылу врага. Очень взрослый и расчетливый. Те стадии детства, которые нужно было пройти, он не прошел. У него была серьезная педагогическая запущенность и серьезные проблемы с мышлением. Нам нужно было за полгода перед школой все наверстать. Ему очень тяжело дается логическое мышление. И вот во время занятий математикой мы заметили, что он на какое-то время… встает на голову, ему так легче заниматься после притока крови к голове. У этого ребенка чисто нейрофизиологические причины. Понимание этого позволило нам иначе взглянуть на особенности его обучения, важно было это понять. Несмотря на то, что мы уже воспитывали четверых своих детей, здесь все началось заново. Это был опыт с нуля. Очень непростой, но важный. Из него я понимаю, что в работе с неуспевающим ребенком главное, продиагностировать причину по которой он отстает», — делится личным опытом Андрей.
Самый главный вопрос «зачем?»: Андрей Комиссаров рассказал о том, где искусственный интеллект может принести пользу образованию

Например, ребенок может не видеть смысла в обучении, когда вокруг него ролевые модели, которые относятся к обучению и к “умникам” негативно и не требуют от ребенка знаний. Может быть причина, когда ребенку даются сложно некоторые вещи.  

«Например, дислексики. Дети не говорят о проблеме, так как стесняются. Работа с двоечниками – это работа дефектолога, надо четко понять, в чем специфика, какой диагноз. Решения, о которых я ранее рассказывал, например, тьюторство с искусственным интеллектом, они двоечникам вообще не помогут. Потому что для работы нужен импульс от самого ребенка, его волеизъявление. Скорее всего, учеба для такого ребенка полна негативных коннотаций. Нужно начать с чистого листа, например, взять кружковую деятельность. Через нее придет эта осознанность. 

К образованию Андрей Комиссаров подходит как к опыту. Самый главный вопрос в образовании для него — «зачем?». От него и предлагает «плясать» специалист. Непросто приходится и родителям школьников, чему тоже есть объяснение. На них лежит ответственность за педагогическую запущенность ребенка в некоторых направлениях.

Самый главный вопрос «зачем?»: Андрей Комиссаров рассказал о том, где искусственный интеллект может принести пользу образованию

«В школе детей очень много. Не с каждым за урок успевают поработать учителя. Родитель должен снять негатив ребенка в отношении школы и объяснить какие-то вещи по-другому. В этом их помощь. Нужно посмотреть на себя. Садишься к ребенку — «успокой» свое психоэмоциональное состояние. Родитель для ребенка — ролевая модель, на которую он постоянно акцентирует внимание. Если родитель испытывает негатив к школе, ребенок его будет транслировать в двукратном размере, потому что он получит индульгенцию на собственный негатив. Получить помощь можно в многочисленных сообществах, где семьи делятся своим опытом, советами и психологически поддерживают друг друга», — подытожил эксперт.