Источник фото: мэрия Томска
Образование

Секты, деструктивные течения и опасность интернета. Как томские педагоги учатся у силовиков противостоять экстремизму

18:00 / 19.12.23
2355
Мы в социальных сетях:

Администрация Томска в рамках деятельности антитеррористической комиссии проводит профилактическую работу по вопросам безопасности детей. Основными направлениями деятельности являются недопущение вовлечения школьников в деструктивные и сектантские течения, отслеживание суицидального поведения среди подростков, а также безопасность в интернете, в том числе защита от травли.

Кроме того, администрация города на регулярной основе ведет работу по ограждению детей от деструктивного контента в социальных сетях и материалов, связанных с экстремистскими течениями, включая, например, субкультуру «Колумбайн»*, романтизирующую массовые скулшутинги. В рамках работы антитеррористической комиссии в том числе организуется обучение педагогов по темам, связанным с профилактикой экстремизма.

Уникальную практику обучения школьных учителей профилактике экстремизма и травли среди школьников внедрили в Томске — для лекций и интерактивов с педагогами приглашают местных силовиков. Региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования помогает учителям получать консультации силовиков и ученых, занимающихся проблемами подростков.

Секты, деструктивные течения и опасность интернета. Как томские педагоги учатся у силовиков противостоять экстремизму

Как ни удивительно, но педагоги — именно те люди, которые менее восприимчивы к инструкциям и образовательным материалам. Дело в том, что школьные учителя и так ежедневно получают множество методических указаний, инструкций и памяток, и слишком от них устают.

Поэтому в Томске стараются применять при обучении педагогов практики, которые традиционно срабатывают в эффективном обучении как детей, так и взрослых. Участие в курсах и семинарах принимают сотрудники полиции, ФСБ, Следственного комитета и других силовых структур, а также представители научного сообщества.

В первую очередь, чтобы информация легче воспринималась, она должна быть актуальной для аудитории, перед которой выступает рассказчик. Поэтому томские полицейские, готовясь к лекциям для учителей, приводят в пример нарушения из местной практики, или, наоборот, результаты удачной работы коллег и позитивные последствия для подростков и их семей.

Секты, деструктивные течения и опасность интернета. Как томские педагоги учатся у силовиков противостоять экстремизму

Кроме того, учителя должны иметь мотивацию в своей повседневной работе использовать знания, которые получают на курсах повышения квалификации. Чтобы заинтересовать их используют, в числе прочего, технологию «Мировое кафе» — метод, позволяющий организовать живое, неформальное обсуждение вопроса.

При использовании этой технологии участников дискуссии разбивают на группы, которые должны выработать идеи для решения проблем (число групп равно числу проблем). Затем команды меняются столами и вырабатывают идеи уже по «чужой» проблеме, дополняя список, составленный их предшественниками.

Такой формат в Томске используют, например, для обсуждения следующих вопросов: «Кто в образовательных организациях отвечает за безопасность?», «О чем можно и нужно разговаривать со школьниками и молодежью по вопросам безопасности?», «С какими угрозами жизни и здоровья сталкиваются подростки дома, в школе, на улице и в интернете?», «Как работать с ребенком, который, очевидно, может причинить вред другим?».

Секты, деструктивные течения и опасность интернета. Как томские педагоги учатся у силовиков противостоять экстремизму

Ценно, что участие в таких встречах принимают как молодые, так и взрослые педагоги. В таком формате у начинающих учителей есть возможность услышать мнение более опытных коллег, а у тех, в свою очередь, — посмотреть на привычные проблемы подростков свежим взглядом.

Еще один плюс подобных встреч — возможность для педагогов моментально получить обратную связь на свои предложения от представителей силовых органов. Такое неформальное общение дает гораздо более заметный эффект, чем чтение многостраничных методических материалов. Это подталкивает учителей задавать свои вопросы, не боясь спросить что-то «неуместное».

Благодаря проведению таких же мероприятий со школьниками, стало понятно, что в целом детей волнуют примерно те же вопросы, которые в своих обсуждениях поднимают педагоги. Так, старшеклассники называют основными темами, на которые стоит говорить с детьми в школе: самозащиту, травлю (в том числе в интернете), оказание первой помощи, действия при пожаре или теракте.

По мнению томских специалистов, любая, даже самая сложная и страшная информация усваивается легче в неформальном общении, когда есть, в том числе, возможность пошутить. Поэтому обсуждая такую серьезную тему как профилактика безопасного поведения, используют активное обучение — игры, стратегические сессии. Так можно снизить уровень стресса при общении педагогов с представителями силовых органов.

Прежде чем начинать обучающие мероприятия с педагогами, специалисты, как правило, проговаривают с силовиками конечную цель их встреч и лекций для учителей. Такой целью становится организация условий для возможности партнерского общения.

Секты, деструктивные течения и опасность интернета. Как томские педагоги учатся у силовиков противостоять экстремизму

Чтобы чему-то научиться, педагоги должны суметь установить эмоциональный контакт с сотрудником полиции или другого силового органа. Без такого взаимодействия не получится доверительного общения, которое позволяет школьным учителям проконсультироваться с лектором, предупредить его о чем-то или самим получить разъяснения по интересующим вопросам.

Таким образом при подготовке педагогов «снимают барьеры напряжения», мешающие коммуникации между двумя сторонами. Это и помогает наладить эффективную коммуникацию. С одной стороны «барьера» находятся педагоги, которые в силу специфики своей работы понимают, как проявляется деструктивное поведение у детей, и могут повлиять на них самих или их родителей. С другой — сотрудники правоохранительных органов, у которых, как правило, нет положительного опыта общения с учителями школ.

Нивелирование таких «барьеров» в итоге и позволяет предлагать педагогам разнообразные темы для лекций и вебинаров, не боясь разночтений в понимании полученной там информации и последующей ее передаче школьникам и их родителям.

Только за последние месяцы в Томске провели цикл вебинаров по следующим темам: «Профилактика противоправных действий детей в сети интернет», «Маркеры и профилактика суицидального поведения детей», «Деструктивные молодежные течения в сети Интернет», «Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи», «Противодействие вовлечению молодежи в сектантские и деструктивные течения», «Социальные сети и деструктивный контент». Все лекции для учителей прочли узкие специалисты, а сами педагоги активно задавали вопросы.

Благодаря подобным форматам работы постепенно налаживаются взаимоотношения и связи между сотрудниками томских правоохранительных органов и школьными учителями. У последних появляется возможность проконсультироваться со специалистами, в том числе в индивидуальном порядке.

И сейчас, когда многие образовательные процессы переходят в дистанционный режим, педагоги активно подключаются к ним, демонстрируя навыки работы «на равных» в вопросах профилактики деструктивного поведения среди школьников.

Активная и планомерная работа по недопущению распространения среди детей экстремистской идеологии остается одним из приоритетных вопросов для государственных органов Томска и Томской области, в том числе на фоне чудовищных трагедий в других регионах. Поэтому сейчас томские педагоги активно применяют знания и методы профилактики деструктивного поведения в своих школах, проводя тренировки среди учащихся.

*движение признано террористическим, его деятельность запрещена в России