Томские ученые совместно с коллегами из Новосибирска разработали уникальную модель оптимизации работы аккумуляторов электробусов. Результаты исследования демонстрируют, как можно значительно продлить срок службы батарей городского транспорта.
«Наша модель позволяет в режиме реального времени оптимизировать параметры работы аккумулятора с учетом климатических условий, режимов зарядки и глубины разряда», — поясняет руководитель проекта Никита Мартюшев из ТПУ.
В ходе девяти экспериментальных заездов электробуса по городским и пригородным маршрутам ученые выявили ключевые факторы, влияющие на износ батарей. Оказалось, что повышение температуры всего на 15 градусов сокращает ресурс аккумулятора на 30%, а быстрая зарядка/разрядка в четыре раза быстрее нормы — почти вдвое. Оптимальными условиями признаны: заряд в пределах 25-65% и температура 20-30 градусов.
Эта разработка открывает новые перспективы для развития экологичного транспорта в российских городах, позволяя значительно снизить эксплуатационные расходы на электротранспорт.
В будущем ученые планируют усовершенствовать модель, добавив телематические данные и создав цифровые двойники для адаптивного управления автопарками.