С наступлением холодов никуда не исчезла проблема утренней и вечерней переполненности общественного транспорта. Особенно это касается городских маршрутных автобусов. У многих пользователей общественного транспорта накопились логичные вопросы к перевозчикам насчет несоблюдения интервалов поздним вечером (после 20:00) и по выходным, когда люди могут часами ожидать нужный маршрут. У некоторых томичей возникают вопросы к работе валидаторов, а кто-то все еще ждет возвращения автобусного маршрута № 8/9. Редакция Tomsk.ru узнала в департаменте городского хозяйства актуальную информацию по вопросам, которые интересуют пассажиров общественного транспорта Томска.
Автобусы № 8/9
Проблема с этим маршрутом возникла зимой 2025 года, когда перевозчик не стал перезаключать контракт с департаментом городского хозяйства. Тендеры по поиску подрядчика начались еще в январе, но спустя несколько месяцев так никто и не захотел взять низкорентабельный маршрут. Это создало дополнительные транспортные сложности, особенно для жителей микрорайона Зеленые Горки.
«На данный момент департамент городского хозяйства объявил повторный запрос котировок для поиска перевозчика на маршрут 8/9», — ответили нам в ведомстве.
Чиновники также уточнили, что сам процесс поиска перевозчика никак не повлияет на введение обновленной транспортной системы в Томске, переход к которой запланирован на 1 ноября этого года.
А что с зимним расписанием?
Общественный транспорт перейдет на зимнее расписание с 6 октября (следующий понедельник).
«Официально интервалы движения транспорта не изменятся, однако зимнее расписание подразумевает отмену рейсов в СНТ, поэтому фактически время оборотных рейсов уменьшается, а частота следования улучшается», — заявили в городском департаменте.
А какова ситуация с валидаторами?
«Процесс оснащения транспортных средств валидаторами идет; на части электротранспорта и автобусов валидаторы уже установлены. Точной даты окончания этих работ нет», — пояснили Tomsk.ru городские власти.
Быть ли «Тройке» в Томске?
«Введение карты «Тройка» на муниципальных маршрутах не планируется, поскольку по итогам конкурса победил другой оператор», — уточнили томичам в департаменте городского хозяйства.
Ранее сообщалось, что подрядчиком по обслуживанию системы учета и безналичной оплаты проезда в общественном транспорте стала томская компания «Проект», предложившая наилучшие условия. По контракту подрядчик обязан обеспечить функционирование системы безналичной оплаты проезда, разработать и согласовать с властями дизайн и наименование транспортной карты и предоставить перевозчикам на безвозмездной основе терминалы для оплаты.
Пока томичи в соцсетях негодуют от переполненных автобусов в утренние и вечерние часы, городские власти пытаются решить проблему на системном уровне. В середине сентября мэрия Томска объявила о заключении новых контрактов с перевозчиками по 15 из 16 автобусных маршрутов. При этом, к новым исполнителям предъявляются серьезные технологические требования.
Согласно требованиям в новых контрактах, как минимум 50% автобусов, выходящих на линии, должны быть низкопольными, что сделает поездку комфортнее для маломобильных горожан, родителей с колясками и пожилых людей. Еще одно обязательное условие — все транспортные средства должны быть оснащены системами ГЛОНАСС. Как отметил мэр Дмитрий Махиня, это ключевой элемент для создания в Томске интеллектуальной транспортной системы, которая позволит в реальном времени отслеживать местоположение автобусов, контролировать соблюдение расписания и анализировать пассажиропоток.
Также власти признают, что одной из главных причин нынешней перегруженности общественного транспорта стал традиционный осенний наплыв студентов. Десятки тысяч учащихся вузов и ссузов ежедневно перемещаются между районами и корпусами заведений, создавая дополнительные пиковые нагрузки на утренних и вечерних рейсах. Новые контракты — часть стратегии по увеличению провозной способности и оптимизации сети маршрутов. Власти надеются, что эти меры помогут «разрулить» ситуацию и сделать поездки томичей хотя бы немного комфортнее.