Авторские материалы

Директор турбазы на Алтае: турбизнес здесь приносит мало выгоды

09:30 / 31.08.15
14128
Мы в социальных сетях:

В этом году журналисты Томск.ру, подружившись с туроператорами из Алтайского края и «Алтайтурцентром», уже несколько раз подробно рассказывали о возможностях и направлениях отдыха на Алтае. Вероятно, каждый томич хоть раз бывал там или планирует когда-нибудь провести отпуск на Алтае. Сколько там побывало в этом сезоне жителей именно нашего региона — такой статистики нет. Зато, по данным «Алтайтурцентра», известно, что 72% туристов отдыхали на Алтае пять и более раз, а у 45% туристов, приехавших на Алтай, средний чек составляет от одной до трех тысяч рублей в сутки на человека. 2015 год стал для туризма в Алтайском крае лучшим годом за последние 15 лет — это опять таки официальные итоги.

Как итог — Алтай видится регионом, процветающим за счет туризма, а люди, которые работают в этом бизнесе, — богатеющими день ото дня. Насколько это соответствует действительности, и с какими проблемами сталкиваются организаторы отдыха на Алтае — об этом собкор Томск.ру поговорила с директором турбазы «Катунские терема», где остановилась во время отпуска, Александром Ситкаревым.

Попав на Алтай, вижу, что часто базы здесь расположены одна вплотную к другой. Возникает вопрос — а как же конкуренция? Вот когда вы, например, решили строить здесь «Катунские терема», рядом уже были другие турбазы?

Мы начали строить эту базу с мая 2006 года, выиграв тендер на землю, в конце июля того же года запустили первую партию из десяти летних домиков. С одной стороны уже была база «Сердце Алтая», с другой — «Лазурная». Между ними было пустое место. В пик высокого сезона, в июле, везде все места заняты. Если более-менее приличная база — мест на ней в это время нет, особенно в выходные дни. Поэтому конкуренция здесь дружеская. Мы помогаем друг другу расселять туристов. Нет мест у нас — обратимся к соседям. Все здесь друг друга знают и приходят на выручку.

Но я, когда смотрела варианты в интернете, на какой базе лучше остановиться, обратила внимание: идет поток, как мне показалось, специально сгенерированный, отрицательных отзывов практически о каждой из баз. Это пишут конкуренты, чтоб отбить у туриста желание забронировать номер на конкретной базе и перенаправить его на другую?

Да. Не так часто, но встречаются такие методы конкуренции. Я считаю, это непорядочно. Мы так не поступаем, даже не думаем об этом.

Поскольку существует такое обилие турбаз на Алтае, значит, это выгодно — строить и расширять их?

Не сказал бы так однозначно. У нас, например, земли 6,2 гектара. Застроено меньше половины. То есть планы у нас, естественно, очень большие. Но проблема в том, что очень мало нам помогает государство. Кредитов льготных нет. А бизнес очень своеобразный. Мы работаем по сути всего два месяца в году. Зимний туризм пока что очень плохо развит на Алтае. А базу ведь надо содержать круглый год, и это очень затратно. Земля государственная, у нас она в долгосрочной аренде — в год получается около 200 тысяч рублей. Если сравнить полностью расходы и доходы, не так уж много доходов получается, не очень-то это прибыльное дело. Если вы проедете по всему Горному Алтаю, заметите, что как минимум половина баз продается. Потому что рентабельнее вложить деньги в недвижимость в Барнауле, сдавать ее в аренду — получишь больше денег. Люди, которые с этим не сталкиваются, думают, что здесь денег ой-ой сколько, просто куча.

Ну да, ведь мы, туристы, на Алтае столько денег оставляем…

Особенно часто это предположение о нашем богатстве озвучивается, когда проверяющие приезжают. Проверок здесь ужас сколько. Ну, налоговая — это само собой. Лесной фонд лесники проверяют. Управление сельского хозяйства проверяет, управление природных ресурсов, Роспотребнадозр, Росприроднадзор… Плановые проверки сейчас раз в три года проходят, а внеплановые пожарные могут хоть каждый месяц проводить. Летом они тут просто пасутся, все выискивают что-то. Если у них возникло какое-то замечание, нам штраф выписывают. И они так реагируют на это: «Да что тебе стоит этот штраф заплатить, вы ж тут деньги лопатой гребете». А на самом деле — это же сезонный заработок, а расходы мы несем весь год. Вот когда мы построились в 2006 году, сначала было более-менее. А потом кризис долбанул по всем очень серьезно. Мы же кредит брали на строительство базы. Кредитная ставка выросла — и ты работаешь вхолостую практически: зарабатываешь и закрываешь кредиты.

А власти местные тогда пришли на помощь?

Да нет, что вы. Никто никогда нам на помощь не приходил.

Но говорят, что турбизнес для Алтая — скажем так, градообразующая отрасль, значит, и поддержка от региона должна быть.

Знаете, это все на словах. Все очень много говорят об этом, а когда касается дела… В прошлом году было наводнение здесь. Нашей базы не коснулось, а очень много других баз пострадало. Из федерального бюджета в краевой выделили деньги на компенсации пострадавшим. У меня сосед, хозяин другой турбазы, подавал документы на компенсацию. Ему должны были выделить около миллиона рублей. Но власти Алтайского края посчитали, что деньги нужнее в другом месте — на восстановление жилого фонда. Он не получил этих денег до сих пор и, скорее всего, уже не получит. 

Ну, это можно понять — жилой фонд действительно важнее.

Если это так, конечно, можно понять. А если это все слова опять, и деньги ушли непонятно куда, то понять нельзя.

А продающиеся базы покупают?

Редко очень. Так и стоят они с объявлениями о продаже.

Вы-то расширяться планируете, раз есть куда?

Все зависит о того, как жизнь пойдет. Этот сезон более-менее неплохой. Но для того чтобы строить, надо деньги заработать. Залазить в кредиты и работать потом в ноль — смысла нет. Это мы уже проходили. Стараемся строить на те деньги, что заработали. Вот в позапрошлом году поднакопили немного, поставили еще десять домиков. Сейчас планируем в летние двухэтажные домики, которые у нас не благоустроены, провести воду, поставить там туалеты, раковины.

Цена, соответственно, возрастет?

Совсем немного. Может быть, рублей на 50 с человека. Цены рынок диктует. Поднять их сильно и сидеть потом с пустыми домиками — не вариант. Просто посмотрели по этому сезону, что лучше продаются полублагоустроенные домики. Поэтому жизнь заставляет это делать — людям нужны удобства. В 2006 году, когда мы эти домики поставили, не было такой потребности, люди были более неприхотливы. Стоят на территории обычные деревянные туалеты — и все были довольны и счастливы.

Когда я была на Алтае в мае во время пресс-тура, ваш губернатор говорил: есть надежда, что в связи с кризисом меньше людей поедут отдыхать заграницу, больше — по России, в том числе на Алтай. Сбылись эти ожидания?

Полагаю, да. Туристов этим летом здесь больше. Но мы это связываем еще и с погодными условиями — не было таких катаклизмов, как в прошлом году. Как результат — очень многие отказались от зарубежных поездок и поехали сюда. У нас свое турагентство, мы продаем, в том числе, туры за рубеж и видим отток оттуда и приток в этом направлении. С прошлым годом сравнивать сложно — из-за наводнения сезон на Алтае был провальным. А если сравнивать с 2013 годом, то туристов здесь стало больше процентов на 20.

Погодные условия для нас вообще очень важны. У нас в этом июле каждые выходные были корпоративные заезды. И каждые выходные шел дождь. Понятно, что мы никак не можем повлиять на погоду, но нам хочется, чтобы человек уезжал с хорошим настроением, на следующий год вернулся сюда и знакомых еще позвал. А когда погода плохая, у человека откладывается это в памяти, и какой-то негатив все равно остается.

Из Томска за пару дней до вашего приезда уехали гости — две женщины. Одна из них работает в мэрии Томска. Когда они прибыли сюда, ливень был страшный, и у них сразу появилась такая негативная реакция: ой, зачем мы сюда приехали… В общем, не понравилось им очень. Да еще и домик им томский менеджер показал с удобствами, а продал неблагоустроенный. А других мест на тот момент не было у нас. Я им пообещал: места освободятся, мы вас потом переселим. Вот два дня они здесь прожили, как раз погода наладилась, и говорят: не надо нас никуда переселять, нам тут хорошо. Уезжали довольные — благодарили, рассказывали, как им понравилось, сколько мест они объездили, хвалили, какая на базе красота. Очень часто люди приезжают с одними впечатлениями, а уезжают с другими.

Часто слышу, что отдых на Алтае очень дорог, и лучше немного переплатить, но съездить за границу. Действительно, почему такие цены здесь?

Да, многие люди, к сожалению, не настолько богаты, чтобы отдыхать у нас. Приехать хотят, но не могут себе это позволить. А мы не можем позволить себе цены снизить — потому что, как я уже говорил, работаем два месяца в году. Если б мы жили, как в Таиланде, — могли работать круглогодично, так, конечно, и цены бы у нас были в три раза ниже, и всем был бы доступен отдых на Алтае.

Жители каких регионов у вас самые частые среди гостей?

Больше всего все-таки местных здесь, из Барнаула. Потом идут гости из Омска, Кемерова, Новосибирска. Из Томска поменьше людей приезжает.

Совсем издалека бывают?

Да, недавно к нам приезжала семейная пара на машине из Владивостока. Неделю жили здесь. Иностранцы бывают. Раньше немцы очень часто приезжали, французы, швейцарцы. В прошлом году даже был один темнокожий. Жена у него местная, барнаульская, а сейчас они живут в Эфиопии. Была группа сборная — Питер, Москва, Рязань. Из Казахстана много людей приезжает.

А те, кто работают на турбазах, это все местные или тоже есть приезжие на заработки?

По-разному. У нас сейчас персонал весь с Барнаула, одна девочка только с Горно-Алтайска. Персонал это вообще отдельная тема. Общая проблема у всех баз. Это ведь сезонная работа — людей очень тяжело набрать, и они ни к чему не привязаны. Отработали два-три месяца и уходят, на следующий сезон набираешь других. Подготовки хорошей нет. То, чему учат на отделениях туризма в вузах, — это совершенно не то, что здесь требуется. Вот у нас администратор закончила питерскую Академию туризма. Наяву вообще работа другая, отношения с туристами надо совершенно по-другому выстраивать.

А чего тут уметь-то: заполняй документы и хорошо относись к людям, вот и все?

Вот и у нее такое же мнение было. А администратор — это работа с персоналом. У нее в подчинении горничные, рабочие, она должна их контролировать и себя поставить так, чтобы ее уважали. А принять туриста, расстелить ему постель — это лишь одна десятая часть работы. Но, поработав месяц-два, человек начинает меняться, учится на практике.  

Я, пока ждала заселения, слышала вашу планерку, когда одна девушка рыдала и говорила, что ей все надоело, и она сейчас все бросит и уедет домой. Что произошло — люди не того ожидают, когда идут на эту работу?

Июль у нас был очень тяжелый, девчонки сильно устали — и физически, и морально. Думаю, на этой почве им уже домой захотелось, и вылилось это напряжение в такой конфликт. А тут как раз воскресенье было — день заселения, администратор их работать быстрее заставляет, потому что люди заезжают… Ну ничего — поругались, потом помирились. Это рабочие моменты. Что касается графика работы у персонала, он ненормированный и непредсказуемый. Все зависит от количества туристов. Подъем в семь утра, в половину восьмого персонал уже начинает работать. И свободного времени в высокий сезон вообще не было. Сейчас, когда поменьше туристов, я им разрешаю днем недолго отдохнуть, сходить искупаться.

Как итог — можно все-таки сказать, что туризм на Алтае активно развивается или, с вашей точки зрения, это не так?

У нас каждый год в мае глава Алтайского района проводит совещания с представителями турбизнеса. Я туда хожу постоянно и понимаю, что ничего особо не меняется. Видимо, для галочки все это проводится. Ну, вот дорогу рядом с нашей базой долго строили — построили, и новый мост через Катунь появился. Да, нам это удобно — база теперь стоит на развязке. «Бирюзовую Катунь» (так называется Особая экономическая зона в Алтайском крае — прим. автора) подняли, потому что на нее очень много федеральных денег было выделено. Но есть же еще много других турбаз.

Газ к нам уже три года ведут, мы его очень ждем. Сейчас топим углем. Это затратнее, не так чисто, и надо держать отдельного рабочего. Со светом у нас большая проблема. Мы электроэнергию берем из Республики Алтай. Сети все старые, чуть дождь прошел — свет вырубается. Летом у нас сезон, а у них проблемы со светом (так и есть — за неделю нашего проживания на турбазе электричество пропадало практически каждый день, порой несколько раз в сутки на период от нескольких минут до трех-четырех часов — прим. автора). Вроде как ведутся переговоры о том, чтобы протянуть сети из Бийска, но это уже года три длится. Говорят — в планах есть, ведь не только турбазы страдают, но и очень много жилого фонда: жители Аи, Катуни. Но пока все это лишь разговоры. Словом, туризм на Алтае развивается, но не такими темпами, как вам говорят. Мы лично на своей шкуре этого не чувствуем.

Ирина Костина