Интересное

Уроки речи: занятие восьмое

12:40 / 09.12.15
5782
Мы в социальных сетях:

У каждого языка есть свои характерные фонетические черты. Поэтому произносить слова на одном языке физиологически легче, а на другом труднее. Для примера посчитайте вслух от одного до десяти вначале на русском, а затем на английском языке. Вы заметите, что английская версия счета прозвучит более плавно, слитно, музыкально. Плавность приносит пользу речевому аппарату. Однако каждый носитель языка с рождения является своеобразным заложником тех звуков, которые ему предстоит произносить в течение жизни. Что если бы у вас появилась возможность прямо сейчас принести пользу своей речи с помощью нескольких простых звуков? Какие полезные звуки можно произносить без специальной подготовки? Как достичь устойчивого улучшения звучания речи, а не временного ускользающего эффекта? Ответы на эти вопросы знает Константин Орищенко, тренер по голосу и речи, известный «тренер голоса». Он помогает людям по всей стране, устраняя проблемы с голосом и речью как врожденные, так и приобретенные.

Здравствуйте, уважаемые томичи! Я написал для вас уроки речи, чтобы помочь вам говорить легко и без усталости каждый день. В этой серии публикаций вас ждет десять еженедельных занятий. Находите их по средам на портале tomsk.ru.

Прежде чем предложить вам восьмой урок, как и обещал, помогаю тем, кто оставил комментарии к предыдущему занятию. Прошлый урок был посвящен вашей способности представлять свою речь в ее лучшем проявлении. Горожанка оставила комментарий: «При публичном выступлении, хорошо зная материал, готовясь к нему, мне все равно кажется, что речь моя не убедительна, и голос будто не мой. Что это — волнение?».

Уважаемая Горожанка! Это может быть волнением. Однако чтобы быть уверенным, нужно больше информации, чем вы написали в вопросе. Как именно вы готовитесь к выступлению: просто повторяете материал или делаете что-то еще? Кроме волнения, ощущение «не своего» голоса у вас может быть, например, из-за акустики помещения, его размера или особого расположения людей в нем. Вы также можете слышать свой голос по-другому, если вы используете микрофон при выступлениях. Кроме того, голос может не слушаться, подводить, искажать свое звучание, если вы излишне стараетесь говорить, повышаете громкость, незаметно для себя изображаете других ораторов (а значит говорите «не своим голосом»), на которых невольно ориентируетесь и прочее. А то, что ваша речь кажется вам не убедительной, вполне может быть от того, что вы, будучи компетентной в материале, не учитываете компетенции публики и в итоге не видите ожидаемого отклика.

Также в убедительности вашей речи для публики имеют значение время суток, в которое вы выступаете, пол, возраст, социальное положение тех, кто находится в зале, и соответствующая этим критериям форма подачи материала. Количество людей, их расположение в аудитории и степень наполненности помещения также влияют на то, что вам следует делать для того, чтобы быть услышанной и получить нужный вам отклик. Еще имеет значение ваше доверие аудитории и уверенность в своих силах в качестве оратора. Обещайте мне, что начнете  изменения с того, что в первую очередь понаблюдаете за тем, кто в зале, во что они одеты, какое настроение у публики. Изучайте публику, и вы лучше поймете, КАК говорить с этими людьми и что при этом делать. Только тогда вы сможете почувствовать, что вас услышали. Есть огромное количество умнейших людей, от которых клонит в сон, когда они выступают. Другим компетентным людям зал неистово возражает лишь потому, что они не могут донести свои ценные знания до сердца и ума присутствующих на их выступлении. И еще один совет. Выступайте и старайтесь не ожидать от публики многого. И тогда вы не будете разочарованы тем, что ожидания и реальность отличаются друг от друга. Успеха!

Пишите комментарии под этой статьей, и в следующем уроке я постараюсь помочь и вам, уважаемый читатель статьи.

Предлагаю вам восьмой урок. Назовем его «Пробуждающий голос». Сегодня не только вы будете пробуждать свой голос, но и ваш голос будет пробуждать вас. Не все умеют и любят петь, но каждый, кто умеет говорить, замечал, как много может потерять общение, стоит голосу испортиться.

Голос — это зеркало вашего характера. Вместе со словами речь выдает ваши самые потаенные чувства. Потерять голос в самый ответственный момент — это страшный сон множества людей. Однако многие люди, которые даже говорят на срыве, сиплым и тусклым голосом, ни разу за всю свою жизнь не потрудились укрепить свой голос, сделать его увереннее и сильнее. Что имеем — не храним, потерявши — плачем.

Так веками люди жили,
И привычки не отнять:
Мы лишь то всегда ценили,
Что случалось нам … терять.
С каждым срывом — все важнее,
С каждым сипом — все ценнее,
Все, что тает, словно дым,
Люди видят золотым.
Чтоб не рвать в досаде волосы,
Укрепляй сегодня голос свой.

Именно укрепление голоса может избавить вас от быстрой усталости в речи и даже от визита к доктору. Кстати, если вы доводите свою речь до необходимости медицинского вмешательства, не удивляйтесь, если вскоре проблема с речью станет хронической. А того, кто любит и тренирует свой голос, даже простуды беспокоят гораздо реже, чем остальных. Люди слушают слова такого человека, сказанные сильным голосом, с большим вниманием и доверием. Есть даже специальные упражнения, которые помогают убрать из горла комок обиды, досаждавший вам долгое время.

Итак, сейчас сядьте на краешек стула и распрямитесь. А самые пытливые и любознательные могут встать. Расправьте ваши плечи и грудь, осанка гордая и свободная. Разомкните ваши зубы, язык положите расслабленно в нижнюю челюсть. Рот слегка приоткрыт. Представьте во рту горячую картошку. Попробуйте ее остудить коротким дыханием, вот так: «аха-аха-аха-аха» Пусть ваше горло откроется, и вы даже можете зевнуть, на наших занятиях это прилично и полезно.

Теперь сглотните эту картошку и мягким звуком покажите, какая она вкусная и свежая: «М-м-м-м». Звук должен быть максимально расслабленным. Вам не нужно дышать глубоко, дышите расслабленно и спокойно. Ваши губы теперь мягко сомкнуты, однако зубы свободно разомкнуты. Повторите этот расслабленный негромкий звук вместе со мной: произнесите «М-м-м-м-м». Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как звук вибрирует изнутри. Осанка прямая и расслабленная. Продолжайте произносить звук «М-м-м-м-м». Пусть этот звук будет похож на то, как вы опускаетесь в мягкое кресло или ванную с теплой водой и ароматной пеной. Обратите внимание, как звук и сам немного опускается и как бы стекает вниз. Вам приятно, и вы это показываете звуком. Язык лежит спокойно. Почувствуйте, как ваш голос звучит не из горла, а прямо из груди. Теперь скажите «Ам-м-м», как бы съедая еще одну картошку. Обратите внимание, как от звука дрожат ваши передние верхние зубы и ваша верхняя губа. Почувствуйте приятную вибрацию и под ладонью на груди.

Положите вторую ладонь надо лбом, там вы тоже можете почувствовать вибрацию. Произнесите еще раз «Амммм». Если вибрация в голове или в груди слабая, постепенно она может усилиться, если делать это упражнение правильно. Теперь повторите звук удовольствия, с которого мы начинали наше упражнение, как бы обращаясь к вашему радиоприемнику: «М-м-м-м-м». Словно вы сообщаете ему важную новость о том, что сейчас чувствуете. Посмотрите на любой предмет и съешьте еще одну воображаемую картошку, как будто сообщая этому предмету об этом: «Амммм». Упражнение должно быть легким и веселым, тогда оно получится лучше всего.

Голос мягко будит тело,
Будит душу он умело,
Словно утренние волны,
Свежий, светлый, чистый полный,
С каждым звуком крепче, лучше,
Береги его и слушай:
В каждой фразе, в каждом слове
Ты гармонию уловишь.
Свет и легкость на душе
И… проснулся ты уже!

Напишите в комментариях под этой статьей, что вам удалось выполнить в упражнении, а что вызвало затруднения. И в следующем уроке я постараюсь  вам помочь.

Сейчас вы прошли восьмое занятие «Уроков речи» из десяти. Также смотрите седьмое занятие. До встречи ровно через неделю!

Константин Орищенко, тренер по голосу и речи