Интересное

Разработка ТПУ поможет луноходам садиться без аварий

17:40 / 09.03.16
8781
Мы в социальных сетях:

Студенты Томского политехнического университета ищут способ имитировать невесомость на Земле для испытания приборов, которые помогают космическим аппаратам садиться на поверхность других планет. Они предлагают использовать для этих целей обычный квадрокоптер, который можно «научить» летать как космический аппарат. Об этом сообщает пресс-служба вуза.

Как рассказал заведующий кафедрой автоматики и компьютерных систем Александр Фадеев, сегодня перед космическими агентствами разных стран стоит серьезная проблема — испытания устройств для космоса в земных условиях. Например, чтобы развернуть в космосе солнечную батарею, достаточно маленькой пружины, а на Земле требуются специальные приводы. Эта разница условий очень затрудняет испытания. 

«Эта проблема остро встает при автоматической посадке аппаратов на Луну. Значительная часть посадок заканчивается аварией, так как просто нет достаточно точных карт поверхности спутника Земли. Для решения этой проблемы используется большое количество приспособлений, но как они будут работать в условиях Луны, на Земле трудно проверить. На сегодняшний день оптимального решения проблемы нет, и наши студенты ищут свои варианты», — пояснил Александр Фадеев. 

Студенты предложили использовать для испытаний обычный квадрокоптер, который сможет имитировать посадку космического аппарата. Посадить квадрокоптер должны будут те же приборы, что используются в космосе, — это трехмерные камеры, радары, лидары, дальномеры и другие. 

«Общий план эксперимента состоит в том, чтобы поднять такой квадрокоптер с системой датчиков, обеспечивающих посадку, на высоту в 4 км, а затем сбросить его. Но падать он должен не с земным ускорением свободного падения, а гораздо медленнее, как на других планетах. 

Если на земле эти датчики смогут посадить квадрокоптер, то и в космосе это будет возможно», — рассказал магистрант Института кибернетики ТПУ Александр Собецкий, участвующий в проекте. 

На первом этапе студенты должны будут «научить» квадрокоптер падать с заданным ускорением, а затем им нужно будет найти способ, чтобы аппарат всегда был на связи. 

«Квадрокоптеры, которые есть сегодня, могут поддерживать связь на расстоянии в 600 метров, а нам нужно увеличить это расстояние в разы. К лету наш квадрокоптер уже должен научиться летать, а к Новому году должен научиться делать это с заданными характеристиками. Для космической отрасли это однозначно значимая работа, так как на сегодняшний день оптимального решения проблемы испытаний приборов в земных условиях не найдено», — добавил Александр Фадеев.