Авторские материалы

Мысли вслух: «За что вы нас так не любите?!»

16:00 / 19.07.16
8985
Мы в социальных сетях:

Сижу в машине, сдерживаю комок, подступивший к горлу, и громко матерюсь. К счастью, в нашем богатом русском языке есть универсальное слово, подходящее ко многим жизненным ситуациям. Емкое, хлесткое, с экспрессивной окраской, сейчас оно выражает все мои эмоции — обиду, злость и чувство беспомощности. Эту ситуацию я не могу изменить, и повлиять на нее тоже не могу. Психологи говорят, что любые негативные эмоции нужно проговорить. Послушаете?

Все началось с квартирного вопроса. Моя маленькая семья решила купить квартиру. Собственного жилья у нас нет, денег для покупки двухкомнатной квартиры (я живу с сыном-подростком) у нас тоже нет. Добрые люди подсказали, что можно попробовать попасть в программу, которая позволит мне купить квартиру в новостройке по льготной цене, как неполной семье, нуждающейся в жилье. Для этого нужно собрать пакет документов. Я решила попробовать.

Копии одних документов, оригиналы других — все шло как по маслу. Но в списке оказались справки, которые можно получить только в многофункциональном центре «Мои документы». Зашла на сайт, посмотрела, что есть несколько филиалов, но не нашла сходу информации — будучи прописанной в Кировском районе, могу ли я попасть на прием, например, в Советский, поближе к работе? Решила позвонить по указанному на том же сайте единому городскому номеру. Разрекламированное «единое окно» сначала встретило меня 15 минутным ожиданием соединения с телефонным оператором. Несколько раз порывалась бросить трубку, но дождалась. Милая девушка спросила, какой документ я хочу получить, уточнила, сколько это будет стоить, сообщила, что оплатить госпошлину можно будет прямо на месте и поинтересовалась, хочу ли я записаться на прием прямо сейчас. Я хотела, и меня записали на прием через два дня.

В назначенный день, отпросившись пораньше с работы, сняв предварительно деньги с карточки (а вдруг у них сдачи не будет?), приехала к нужному часу в офис. И тут началось!

На стойке информации мне сообщили, что оплатить госпошлину нужно было ДО приема. Сделать это предлагалось в терминале банка, установленном в фойе. Выдали бумажку с реквизитами и инструкцию на двух листах — как это сделать через банкомат. Очередь небольшая, всего два человека, успокоила я себя мысленно. Как же я ошибалась! Мужчина, стоявший у банкомата, в течение 20 минут пытался оплатить свою квитанцию — вводил номера счетов, паспорта, адрес, ошибался в цифре или букве и начинал все заново. Уже тогда возник вопрос — а нельзя ли выдавать квитанции со штрих-кодом, например? Чтобы человек подошел к терминалу, поднес листочек и вся информация сразу отображалась бы на экране? Видимо нельзя. Практически все платежи я привыкла проводить онлайн, прямо с телефона, но вот незадача, распечатать чек в огромном офисе, напичканном компьютерами и принтерами, тоже оказалось невозможно. Так, с неоплаченной квитанцией, я и подошла к окошку, рядом с которым высветился мой порядковый номер.

Специалист центра, выслушав мои извинения, любезно предложила отдать ей документы на оформление. Дескать, пока она будет заполнять необходимые графы, я еще успею перевести деньги. Обрадованная, что все складывается удачно, протянула свой паспорт и свидетельство о рождении ребенка. «А где документ о вашей девичьей фамилии?» — спросила девушка. Надо сказать, что фамилию я меняла более 20 лет назад и после развода я, конечно, получила справку о том, когда и почему меняла фамилию, но не ношу ее с собой постоянно. Последний раз этим фактом моей биографии интересовались только в УФМС при выдаче загранпаспорта. Поэтому я и не догадалась, что мне вдруг потребуется подтверждать, кем я была в прошлой жизни. Тем более, что в списке указанных на сайте МФЦ документов этого требования не было, да и консультант, записывавший меня на прием, не уточнил, какие именно документы нужно предъявить. Ехать через весь город домой за справкой показалось мне не самой здравой идеей. И тут я вспомнила, что сканы всех документов хранятся у меня в электронной почте. Распечатать их не представляет труда. Но, как вы понимаете, не в центре, где работают с документами. В офисе, где более 30 рабочих мест, (оборудованных, скорее всего, на деньги налогоплательщиков) сканерами, принтерами и прочими необходимыми современному документообороту устройствами, не могут распечатать документы! Хотя, скорее, просто не хотят.

Казалось бы, в XXI веке уже повсюду должны быть единые базы, в которых по предъявлению паспорта (или он уже не главный документ гражданина России?) специалист может получить всю имеющуюся информацию о заявителе. В других странах так и происходит, но не в России. Или может это особенность Томска? Ну чего им стоит оборудовать стол с компьютером и принтером для клиентов, где можно было бы распечатывать недостающие документы? Или вообще рассмотреть возможность использовать для некоторых запросов сканы документов? Ведь их все равно проверяют в базе. Да и поставить в офисах пару дополнительных терминалов для оплаты госпошлин было бы не лишним…

Высказав вслух свои предложения, попросила у специалиста центра жалобную книгу — обычно там оставляют претензии или пожелания, которые могут улучшить работу заведения. Но книгу мне так и не дали. Аргументировав это тем, что их конкретный офис работает хорошо, а за то, что сбоит вся система в целом,  директор филиала отвечать не будет.

После знакомства с этой системой, призванной легко и без проволочек выдавать любую важную бумажку с печатью, я поняла, что искоренить бюрократизм в нашей стране все еще не получилось. Мы уже давно имели возможность пересесть из старой скрипящей телеги на новенькую быструю машину, но почему-то нам упорно продолжают продавать билеты на деревянное средство передвижения вместо того, чтобы разрешить пользоваться комфортом и скоростью современных достижений. Даже за наши же деньги! Что это — нежелание идти в ногу со временем? Или чье-то непреодолимое желание искусственно создавать препоны и затягивать все процессы? Кому это выгодно? Почему получение листа формата А4 с печатью превратили в квест, который с первого раза и без определенного опыта не пройдешь? Помимо нецензурных высказываний, у меня остался только один философский вопрос к представителям системы: «За что вы нас так не любите?!»

Алина Погодаева