Все праздничные дни в Томской области сотрудники ГИБДД будут проводить рейды по выявлению нетрезвых водителей. Это в первую очередь профилактическое мероприятие, утверждают представители ведомства: о проведении операции «Нетрезвый водитель» всех известили заранее,  максимально распространили информацию через СМИ, так что те из водителей, у кого хоть чуть-чуть есть голова на плечах, должны побояться сесть за руль пьяными, а «беспредельщиков» остановят инспекторы.

Накануне прошел первый день рейда —  «на линию» в Томске дополнительно к дежурным инспекторам ДПС вышли 80 сотрудников ДПС, которые устроили томским водителям тотальную проверку. Корреспонденты Tomsk.ru вместе с сотрудниками ГИБДД отправились в рейд, чтобы посмотреть, как проходит посткорпоративный вечер перед Днем защитника Отечества.

Организация рейдов

Предпраздничный вечер четверга, оживление на лицах, плотное движение на дорогах. Погода, как говорится, что надо — ветер и снег, температура воздуха ощутимо падает. Но «гаишникам» не привыкать — выходили в рейды и в -40, говорит руководитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения томского отдела ГИБДД Дмитрий Емельянов. Он наш «проводник», в этом рейде: за несколько часов нам нужно объехать как можно больше мест, где расположены ДПС, и посмотреть, что и где происходит.

С восьми до двух ночи дополнительно к тем десяти экипажам, что обычно дежурят по пятницам в Томске, сегодня вышли еще 23 экипажа ДПС — это 80 сотрудников, в том числе и начальник областной ГИБДД Вячеслав Трещев. Дежурные экипажи работают по своему обычному графику до утра, а вот дополнительные силы разбили на восемь групп, в каждой из которых как минимум четыре экипажа, и по одному экипажу выставили на два моста.

В каждой машине ДПС, по словам Емельянова — минимум два человека: один стоит на дороге, второй наблюдает за дорожным движением из патрульного автомобиля и слушает радиосвязь. Как часто будут сменять друг друга напарники, каждый экипаж решает сам. Но кто-то из двоих должен постоянно находиться на улице. Так что в морозы термобелье под утепленную форму, шерстяные носки, унты и термос с горячим чаем — лучшие друзья ДПС-ников.

 — На время рейда там, где широкие улицы, в Томске дополнительно установили знаки ограничения скоростного режима до 30 километров в час. А в местах расположения группы при помощи конусов проезжую часть заужают до одной полосы и проверяют буквально каждого водителя, который едет через этот участок. При этом ДПС-никам нужно работать быстро, чтобы не создать пробку на дорогах, — объясняет систему работы Дмитрий Емельянов.

К девяти вечера все группы уже стоят на своих местах. В это время, по словам нашего спутника, через город проезжает первая «волна» пьяных водителей. Подвыпившие «защитники Отечества» начинают разъезжаться с корпоративов, и часть из них даже в таком состоянии пассажирскому сиденью в такси предпочтет водительское кресло. Вторая «волна» начинает ближе к полуночи —  это те, кому не хватило драйва, едут за «добавкой»: кто-то — в клуб или бар, а кто-то — в ближайший круглосуточный магазин, чтобы затариться и продолжить веселье на дому. И уже под утро, третьим наплывом, по городу едут те, кто возвращается из клубов.

Такая история повторяется каждую пятницу в обычное время и фактически каждый день — в праздники. К примеру, за время январских каникул только в Томске сотрудники ГИБДД задержали 100 пьяных водителей. Получается примерно по десять человек в сутки.

Смерть в день рождения

По данным областной ГИБДД, в прошлом году правоохранители задержали на дорогах 4384 пьяных водителя, из них почти 800 попали под уголовное преследование за повторное управление автомобилем в нетрезвом виде. Из 827 серьезных ДТП в прошлом году 142 совершили именно пьяные водители, и по их вине погибли 27 человек и 211 получили различные травмы.

С начала этого года штрафы за пьяную езду получили уже больше 200 автолюбителей, и уже произошло шесть аварий с их участием. Результат этих ДТП — два трупа, и семь человек на больничных койках.

И хотя по сравнению с тем же 2016 годом по количеству ДТП с участием нетрезвых водителей есть некоторое снижение, по словам Емельянова, сотрудникам ГИБДД приходится бороться за снижение аварийности в условиях, когда каждый год на дорогах появляется несколько тысяч новых автомобилей.

Пьяные за рулем попадаются ДПС-никам практически каждое дежурство. По словам нашего проводника, у каждого инспектора, работающего «на линии», есть на примете свои места, на которых, он точно знает, практически постоянно можно встретить неадекватных водителей. Например, район психбольницы или спичфабрики — там всегда много пьяных и наркоманов.

 — По центральным улицам тоже задерживаются, я на Ленина пьяных гонщиков останавливал. А вообще, постепенно привыкаешь, что в определенное время и в определенных точках всегда есть те, кто сел за руль пьяным, и крадется, лишь бы не встретить ГИБДД. Таких водителей даже издалека можно узнать: видишь, что фары у машины выключены — значит, практически 100 %, что за рулем пьяный. В городе светло, и они просто спьяну забывают фары включать, — вспоминает Емельянов, пока мы едем до первого места массовой проверки.

Кстати, довольно активно в задержании пьяных водителей принимают участие граждане: в «дежурку» ГИБДД постоянно звонят и рассказывают о «неадекватах», которые странно ведут себя на дорогах — люди сообщают и марку, и номер, и местоположение машины, лишь бы поскорее убрали с дороги опасного человека. Часто бывают ситуации, когда нарушителя скручивают и держат до приезда ГИБДД другие водители. Например, совсем недавно был случай, когда пьяный гонщик, уезжая от экипажа ДПС через дворы, умудрился попутно разбить несколько машин, и его задержали как раз местные автолюбители.

Вообще, как вспоминает наш проводник, общение с неадекватными автолюбителями иногда протекает довольно комично. В его практике были случаи, когда, во время поиска понятых для оформления одного протокола, он разом остановил четырех нетрезвых водителей. Побег в халате и тапочках по сугробам, лишь бы не встречаться с «гаишниками», тоже был. Но чаще всего пьяные люди за рулем — это фактически синоним опасности.

 — Я работаю уже 20 лет и периодически приезжаю на ДТП, где погибли люди. Очень много таких аварий, когда человек празднует день своего рождения, садится или пьяный за руль, или пассажиром к такому же «веселому» водителю, и погибает в аварии. Или вот в позапрошлом году мотоциклист-бесправник убегал от сотрудников, а в это время из двора выезжал автомобиль. Так как скорость у мотоцикла была очень большая, то притормозить он не смог — врезался в авто на полном ходу, мотоцикл загорелся, и его водитель погиб, практически заживо сгорев. На всю жизнь запомнил случай, когда водитель накануне бурно отмечал рождение второго ребенка, а наутро поехал в роддом к жене. Не доехал — врезался в фонарный столб, — говорит Емельянов.

О том, как часто происходят «пьяные» ДТП, большинство людей не догадываются. Машины «Спецавтохозяйства» быстро смывают с дорог стекло, масло и кровь. Хотя чаще всего до приезда машины САХа осколки стекла успевают «растащить» другие автомобили.

Тотальная проверка

Первое место, куда мы приезжаем — Богашевский тракт. Много водителей, хорошо освещенное место, несколько патрульных машин с мигалками. И действительно, много ДПС-ников. Тормозят и проверяют всех. За работой правоохранителей озадаченно наблюдают посетители ближайшего супермаркета.

— Чего это они сегодня собрались? Как на дискотеке. Может, в розыске кто? — допытывается до кассирш дядечка в возрасте.

—  Да нет! У них конкурс — самого трезвого водителя ищут. Праздник же. Поучаствовать не хотите? — ехидничают сотрудницы супермаркета.

Супруги-пенсионеры, молодая мама, веселая компания, угрюмый мужчина, таксисты, курьер интернет-магазина — полицейские последовательно останавливают и проверяют абсолютно всех водителей. За работой подчиненных наблюдает начальник областной ГИБДД Вячеслав Трещев: он сегодня объезжает все группы на рейде.

 — Это третье место, где я сегодня побывал. Пока за два часа работы на одном из таких участков уже выявлен водитель, у которого нет водительского удостоверения. Пьяных пока не задерживали – рано еще. На одном участке дороги проверяют примерно десять машин в минуту. Инспектор ДПС просит предъявить водительское удостоверение, страховой полис и документы на транспорт. Метод использования сплошных проверок идет на пользу всем водителям, — объясняет начальник ГИБДД.

Кстати, по словам нашего провожатого Дмитрия Емельянова, место дислокации ГИБДД на выезде из города выбрано правильно: дорога по Богашевскому тракту ведет за город, к дачам. В обычные дни большинство водителей, выезжающих на загородную трассу — это трезвые, собранные и готовые к любым неожиданностям междугородных поездок люди. Но по пятницам и в праздники Богашевский тракт заполняют подвыпившие компании, которые едут кутить в загородные «резиденции».

— Смотрите, люди едут на дачи, если они сейчас трезвые, то сразу смотрят: «ага, здесь «гаишники», может быть, потом поедут в деревни». И такие водители, даже если им где-то не хватит спиртного, уже лишний раз за руль не сядут и не поедут: перетерпят до утра, посадят за руль трезвую жену, — объясняет Емельянов.

На обочине притормаживает карета «скорой помощи»: фельдшер, как только машина останавливается, рыбкой выскальзывает с переднего сиденья и надолго исчезает в салоне — стабилизировать состояние пострадавшего в драке мужчины. Судя по всему, пациента везут из Томского района и он — одна из первых жертв праздничных застолий.

Кто-то из дежурящих инспекторов ДПС замечает, что, похоже, в деревнях веселье уже началось, и вероятность встретить там пьяного водителя больше. По словам Дмитрия Емельянова, в поселках сотрудникам ГИБДД, и правда, работать проще — достаточно выбрать правильное место у круглосуточных павильонов, где, несмотря на все запреты закона, по-прежнему торгуют алкоголем ночью, и проверять водителей. Подвыпившие автолюбители, заезжающие в такие «ночники» за добавкой, почему-то всегда очень удивляются встрече с инспекторами ДПС.

Следующее место, куда мы едем, как раз такое — у ларька: группа из нескольких экипажей ДПС встала на Дальне-Ключевской, недалеко от круглосуточного магазина с разливным пивом. По этой улице в Томск едут из Северска и близлежащих поселков, да и жителей спального района, похоже, «пивнуха» манит, как маяк в ночи.

Мы, кстати, приезжаем чуть-чуть позднее, чем хотелось бы, и не успеваем застать, как на этом участке оформляют протоколы на двоих водителей в состоянии опьянения. Обоих задержали буквально за первый час рейда. При этом уже «веселые» посетители пивного магазина, наблюдающие за «флешмобом» ГИБДД с крыльца здания, сочувственно кивают: мол, не успели парни закупиться, остановили.

Зато нам везет на следующем «месте дислокации» группы ДПС, на Пушкина. Шестиполосная дорога выглядит довольно оживленно даже в полночь, к тому же, совсем рядом расположены несколько ночных увеселительных заведений, так что шансы, что в потоке машин встретится потенциально опасный водитель, довольно большие.

За несколько минут на проезжей части появляются оранжевые конусы, сужая дорогу до полосы, а поток машин начинают притормаживать сотрудники ГИБДД. Полчаса такой тотальной проверки — и уже первое оформление протокола: мужчина средних лет за рулем машины выглядит и ведет себя как пьяный, пахнет спиртным, хотя и утверждает, что абсолютно трезв, и даже не отмечал 23 февраля, так как в армии не служил.

Водитель соглашается пройти проверку на опьянение на месте, но даже когда в присутствии свидетелей его проверяют и показывают результаты, серьезные 0,6 промилле, продолжает отнекиваться. Впрочем, уверенность в своей невиновности теперь уже не поможет: впереди суд, штраф и лишение водительских прав. А одним «неадекватом» на вечерних дорогах стало меньше.

Люди vs техника

Наш выезд получился не сильно событийным, но итоги первого дня рейда впечатляют —всего за несколько часов вечером 22 февраля, и только в Томске, сотрудники ГИБДД задержали 13 пьяных водителей и еще пятерых, лишенных прав. За все время праздников эта цифра увеличится в несколько раз.

Однако уже через пару месяцев проводить праздничные рейды с тотальной проверкой водителей станет сложнее: личный состав ГИБДД сократится на 10 %. В Томской области, например, станет на 57 штатных единиц меньше инспекторов ДПС. Пока люди еще работают, им только выдали уведомления о сокращении.

По планам, «недостаток» инспекторов ДПС на дорогах восполнят камеры, которые автоматически фиксируют правонарушения. И в концепции безопасности дорожного движения прописана цель — к 2030 году снизить смертность в ДТП практически до нулевой отметки, в том числе за счет установки камер на дорогах. Но сами сотрудники ГИБДД несколько скептически относятся к нововведениям.

 — Живой человек на дороге пока что работает лучше техники: камера не увидит того же нетрезвого водителя, не узнает, есть ли у человека права, не заметит, есть ли какие-то технические неисправности в автомобиле. Техника просто не зафиксирует этого, — отметил Дмитрий Емельянов.

Екатерина Бухтиярова