Продукты с истекшим сроком годности в первую очередь опасны для здоровья людей. Но они также могут очернить репутацию магазина, который их продает. Российское законодательство строго запрещает реализовывать товары, срок годности которых истек. Однако не все торговые сети спешат выполнять это обязательное требование. Сегодня в рубрике «Право знать» поговорим о том, что делать, если вы купили просроченные продукты, как вернуть за них деньги, и о каких тонкостях следует знать при обращении в Роспотребнадзор. «Право знать» ― знай свои права!

1. Просрочка вне закона: на что ссылаться в споре с магазином?

Между продажей вам просроченного товара и злым умыслом сотрудников магазинов есть прямая связь. Можно сколько угодно призывать покупателя быть внимательнее в супермаркетах, однако сделать так, чтобы на витрины не попала просрочка, ― обязанность персонала каждого магазина. Продавать просрочку запрещено. И точка. Об этом сказано в пункте 5 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Большинство магазинов на сегодняшний день зарегистрированы в качестве юридических лиц. Также на рынке присутствует доля индивидуальных предпринимателей, которые реализовывают продукты питания. Для тех и для других Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установил обязанность, пренебрегать которой  значит ставить под угрозу здоровье людей. Абзац 2 статьи 11 этого закона гласит, что обеспечение безопасности для здоровья человека пищевых продуктов и товаров для личных нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению ― одна из важнейших обязанностей продавца. Что такое безопасность, и как ее обеспечить применительно к данному вопросу? Вы будете удивлены, но наш законодатель позаботился и об этом и в Федеральном законе от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определил, что под безопасностью пищевых продуктов следует понимать состояние обоснованной уверенности в том, что продукты не вредны и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. Так что теперь, каждый раз приходя в магазин, помните о том, сколько у него есть обязанностей. Такое доскональное правовое регулирование этого вопроса неслучайно: покупатель всегда должен быть уверен в том, что купленные продукты не окажутся последними в его жизни. Если случилось так, что вы вынуждены спорить с магазином по поводу просроченных продуктов, указанные выше ссылки на законы вам очень пригодятся.

Итак, целый ряд законов регулирует данный вопрос. Казалось бы, ситуаций с просрочкой в магазинах возникать не должно. Но, несмотря на все усилия законодателя, персонал магазинов нередко оставляет на полках залежалый товар в надежде на то, что кто-то его приобретет. Если же так случилось, что в вашем пакете из супермаркета оказалась просрочка, то обвинять себя в собственной невнимательности ― самый неверный шаг. Многие предпочитают закрывать глаза на то, что ответственные лица наплевательски относятся к положениям закона. «Подумаешь ― просроченное молоко. Что мне теперь нервы себе трепать из-за 60 рублей?», ― промелькнет в голове у покупателя, а магазин в очередной раз на нем «нава́рится». Кстати, на интернет-форумах многочисленные «диванные эксперты» отрицают опасность просрочки, ссылаясь на то, что в европейских странах просроченные продукты продают как ни в чем не бывало. Это не так: в большинстве стран ЕС могут быть проданы только те продукты с истекшим сроком годности, в отношении которых была проведена экспертиза. По закону, она должна подтвердить безопасность таких продуктов, и только после этого их смогут выставить на прилавки по сниженной цене.

Согласно же российскому законодательству, любой просроченный товар запрещено выставлять на витрину. Такие продукты являются некачественными и несут угрозу здоровью. Продавец обязан их утилизировать. В противном случае торговая сеть или индивидуальный предприниматель будут нести административную или уголовную ответственность. На сколько придется раскошелиться магазину за продажу просрочки, и к чему еще это может привести, вы узнаете из инфографики.

Как вы можете убедиться, закон целиком и полностью стоит на стороне потребителя в вопросах его защиты. Поэтому будет глупо игнорировать возможность защитить свои права, если вы попадете в подобную ситуацию. Далее детально рассмотрим вопрос о том, как вернуть деньги, если вы все-таки купили продукт с истекшим сроком годности.

2. Как вернуть деньги?

Если после покупки вы заметили, что срок годности продукта истек, то у вас есть право вернуть его и получить свои деньги обратно. Как вариант ― обменять просрочку на точно такой же, но свежий товар или его аналог. Как это сделать?

Существует определенный порядок действий, который приведет вас к возврату денег. Для начала следует обратиться к продавцу или изготовителю товара. Чаще всего у покупателя имеется возможность контактировать непосредственно с персоналом магазина. По закону, именно он отвечает за прием вашего обращения. Но не стоит наседать на кассиров или сотрудников отдела выкладки товара. Если вы станете размахивать перед ними чеком и чем-то просроченным, то успех маловероятен. Лучше уточните у персонала в зале, где можно найти директора по качеству или менеджера магазина. Перед обращением не забудьте сфотографировать упаковку товара с истекшим сроком годности. Если у вас остался чек, сделайте фото, расположив его и упаковку рядом. Это поможет вам в случае, если сотрудник супермаркета заберет у вас товар и в ту же секунду «забудет» о вашем присутствии. Уважающие себя торговые сети разрешают подобные ситуации без проволочек. Это и понятно: удовлетворенный покупатель вернется в магазин еще не раз, а вот необоснованно обиженный ― начнет писать жалобы. И, собственно, правильно сделает. Ведь если ситуация не разрешится с помощью описанных выше шагов, то вам будет необходимо составить письменную претензию и направить ее в магазин. В ней следует конкретно написать о том, чего вы хотите. Требования могут быть разными: замена товара, возврат денег, снятие с продажи другого просроченного товара такого же типа. Претензию лучше всего относить в магазин лично. Право на почтовое отправление документа у вас никто не отнимет, но при таком способе подачи претензии шансы на успешное для вас разрешение ситуации стремятся к нулю. Магазин просто-напросто забудет о том, что вы ему «что-то там такое» присылали. В любом случае, после того, как претензия оказалась у сотрудника магазина, у вас появляется право на получение расписки о ее принятии. После этого ждите ответа супермаркета. На этом все может закончиться, и деньги вам вернут. Но вот если вам попадется магазин, сотрудники которого считают, что никто им не указ, то стоит прочитать о том, как обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. А об этом ― в следующем вопросе.

3. Как составить жалобу в Роспотребнадзор, если в магазине вас игнорируют?

Чтобы инициировать проверку по факту нарушения ваших прав, вам следует составить жалобу в Роспотребнадзор. Это ведомство контролирует сферу торговли продуктами питания и может привлечь к ответственности за обнаруженные нарушения. Обращаться в Роспотребнадзор лучше всего с предоставлением специалистам ведомства всех имеющихся у вас доказательств нарушения закона. Ими могут быть сам просроченный товар, кассовые чеки, данные фискального регистратора, свидетельские показания, записи с камер видеонаблюдения в магазине. Собрав все это вместе с жалобой, вы увеличиваете шансы на положительный для вас исход дела. Помните, что ваша жалоба может послужить основанием для всесторонней проверки торгового предприятия. По итогам проверок Роспотребнадзора на складах магазина могут быть обнаружены продукты, не соответствующие законодательным требованиям. И за это предприятию тоже придется нести ответственность.

Жалоба составляется по аналогии с претензией магазину. Но есть очень важный нюанс: в России действует Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…». Зачастую именно он не позволяет работать инспекторам Роспотребнадзора в полную силу. Сам по себе закон не содержит каких-то специальных предписаний, которые бы обеспечивали магазинам привилегированное положение. Но вот его практическое применение позволяет торговым сетям «расслабиться», потому что, если покупатель не составит жалобу в Роспотребнадзор по всем правилам, то проверки не будет. Одно из таких правил: обязательное предупреждение магазина о том, что вы оставляете за собой право обратиться в компетентные надзорные органы. При этом вы должны пройти все описанные выше процедуры по урегулированию конфликта с магазином. И это необходимое условие. Согласно подпункту «в» пункта 2 части 2 статьи 10 этого закона, только в этом случае обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могут стать основанием для проведения внеплановой проверки. Проще говоря, из содержания вашей жалобы и приложенных к ней документов должно явно следовать, что до обращения в Роспотребнадзор вы предварительно обращались в магазин, и ваша проблема не была решена. Только тогда проверка может быть начата, а по ее результатам возможно принятие решения в вашу пользу.

Если же вы не согласны с действиями сотрудника Роспотребнадзора, то у вас есть право обжаловать их по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ. О самостоятельном составлении искового заявления читайте в материале «Право знать: как выиграть в суде без адвоката?».

Шесть шагов к возвращению денег за просроченный товар, как с участием Роспотребнадзора, так и без такового ― в инфографике.

4. Что делать, если не осталось чека, или вы купили продукты в интернете?

Правда ли, что можно вернуть деньги, если нет чека? Да, это действительно так. Согласно пункту 5 статьи 18 закона «О защите прав потребителей», вы имеете право вернуть уплаченные деньги, даже если у вас не сохранился чек об оплате. Это же правило действует, если у вас не осталось товарного чека или чека безналичной оплаты. Отказ продавца вернуть вам деньги при отсутствии чека является незаконным. Чтобы подтвердить факт покупки, вы вправе ссылаться на свидетельские показания или записи с камер видеонаблюдения. Если в подобной ситуации вам отвечают отказом, у вас появляется право на обращение в суд. Это работает только тогда, когда продукты были приобретены традиционным способом, скажете вы. А что делать тем, кто заказывает продукты на дом в интернет-магазинах? Покупка продуктов в Сети сейчас набирает обороты. Удобство очевидно: никаких очередей, налички и сдачи. Неудобство же может начаться тогда, когда курьер привезет просрочку. Защитить себя можно, а о том, как это сделать, Пленум Верховного суда рассказал еще в 2012 году в Постановлении № 17. При покупках в интернете вы платите своей картой. Это называется дистанционным способом продажи товаров. При таком способе факт покупки вы сможете подтвердить выпиской с банковского счета о совершении транзакции с указанием получателя платежа. Получателем будет являться магазин. В дальнейшем процедура возврата вам денег будет аналогична той, о которой мы рассказали применительно к обычным магазинам. Жаль, что при безналичной оплате деньги вам вернут не сразу: знайте, что по закону у магазинов есть до десяти дней, чтобы перечислить вам средства за покупку товаров с истекшим сроком годности. Но не позволяйте вводить вас в заблуждение, если возврата денег вас просят подождать, например, месяц, а напомните об указанном нами сроке.

Попали в неприятную ситуацию, связанную с покупкой просроченных продуктов? Не считайте самоцелью наказать магазин штрафом, но помните, что каждый должен соблюдать закон, и торговые сети не являются исключением. Читайте рубрику «Право знать» на городском портале Tomsk.ru и знайте свои права.

Дмитрий Аксенов