В Казани прошла конференция «Пространство магистратуры: глобальное в локальном». Организаторами мероприятия выступили Благотворительный фонд В. Потанина, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева и Национальный фонд подготовки кадров. В мероприятии приняли участие представители томских вузов, а также корреспонденты Tomsk.ru.

Конференция в Казани стала четвертым мероприятием Фонда, на котором обсуждались вопросы, связанные с магистратурой в России. 16—17 апреля в татарскую столицу съехались около 300 участников из 45 городов. В том числе из Томска, в котором аналогичная коференция проходила в прошлом году.

В этом году главной темой обсуждения стало место магистратуры в образовательном процессе. Хотя переход на двухуровневую систему образования в России начался еще в 2011 году, зачастую ни абитуриенты, ни работодатели, ни даже работники учебных заведений не понимают всех ее особенностей. Участники конференции выделили три основных направления развития магистратуры:

Академическое – магистратура, как первый шаг к аспирантуре и дальнейшей научной деятельности. Получив базовое образование бакалавра, студент выбирает более узкую специализацию. Плюс магистратуры в том, что для углубленного изучения темы можно выбрать профильный ВУЗ, что стимулирует академическую мобильность.

Корпоративное – современное профессиональное образование не всегда соответствует реальным потребностям рынка. Этот разрыв устраняет корпоративная магистратура. Учебные программы для нее составляются при участии будущих работодателей. Кроме того, корпоративная магистратура дает представление о базовых экономических аспектах бизнеса.

Жизненное – отношение к работе у поколения миллениалов прогрессирует вместе с развитием технологий. Одна из характеристик новых выпускников – высокая мобильность. Теперь мало кто хочет закрепиться на одном месте и работать там до пенсии, большинство молодых специалистов постоянно ищут интересные проекты и новые возможности. Магистратура – это возможность сменить профиль и начать новую карьеру.

Двухуровневая система образования – это отказ от специалитета (5 лет) и разделение высшего образования на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Этот процесс регулируется Болонской конвенцией и с 1993 года идет по всей Европе. Его цель – создание единого образовательного пространства.

Хотя оба уровня Болонской системы считаются высшим образованием, на конференции обсудили основное отличие магистратуры от бакалавриата:

  • Бакалавр – работает в рамках существующих инструкций и процессов.
  • Магистр – создает новые, более совершенные процессы.

Корпоративные магистратуры

Одна из секций конференции была посвящена корпоративным магистратурам, как связующему звену между академическим образованием и рынком труда. Обучаясь в корпоративной магистратуре, студенты работают над реальными бизнес-проектами под руководством менеджеров действующих предприятий. У такого подхода обнаружилось несколько преимуществ:

Деньги и опыт – компании выплачивают магистрантам стипендию, чтобы они могли сосредоточиться на обучении, не отвлекаясь на подработки.  Работая на реальных проектах, студенты получают опыт, который пригодится при трудоустройстве.

Раньше студенты учились и подрабатывали, а теперь работают и подучиваются.

Универсальные знания и конкретные компетенции – студенты получают теорию для работы в отрасли и практические навыки для работы на конкретном предприятии (или на аналогичной должности в другом предприятии).

Преподаватели из реального бизнеса – часто профессорско-преподавательскому составу вузов не хватает опыта работы в современном бизнесе. Академические знания быстро устаревают и теряют актуальность. Научные руководители из действующего бизнеса решают эту проблему.

Актуальность образования – в корпоративных магистратурах бизнес готовит для себя потенциальные кадры, а значит обучение не превращается в формальность, которая выполняется ради отметки о высшем образовании. Это знания и навыки, которые востребованы на рынке труда.

Будущее трудоустройство – работа магистрантов в компании сокращает затраты на HR и адаптацию новых сотрудников. Бизнес присматривается к будущему сотруднику, а выпускник – к потенциальному работодателю. По окончании магистратуры обе стороны понимают, хотят они дальше сотрудничать или нет.

Хотя крупные российские компании уже поняли ценность корпоративных магистратур, в целом рынок еще не готов оценить этот инструмент. В некоторых отраслях разница зарплат бакалавров и магистров всего 7-10%, что не компенсирует два дополнительных года в университете, даже с учетом стипендий. С развитием двухуровневого образования эта дифференциация будет усиливаться.

Общие вопросы образования

На конференции обсуждались и общие вопросы образования в России. Ректор томского вуза в своем докладе отметил, что роль университетов в обществе меняется. Задача высшего образования сегодня – развитие «компетенций будущего»:

  • способности к созданию смыслов
  • социального интеллекта
  • адаптивного мышления
  • взаимодействия с людьми разных культур
  • междисциплинарности
  • управления умственной нагрузкой
  • виртуального взаимодействия

Без этих навыков выпускник не сможет влиться в профессиональное сообщество, а значит университеты должны давать их.

Ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов считает, что в российском образовании до сих пор не заложен главный курс – на формирование личности школьников и студентов. Личностное развитие – это такая же наука, как история или физики, и его нужно преподавать. Цель этого курса – формирование навыков и качеств для счастливой жизни.

«Достижения в жизни никогда не будут выше самооценки, которая у человека в голове»

Подводя итоги конференции, директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева отметила, что развитие образования – это комплексная задача государства, вузоов и реального сектора экономики. От качества образования зависит вектор развития страны. В будущем подобные мероприятия планируется проводить с представителями бизнеса.

Виктор Тарасенко