Социальный оптимизм в России снижается вместе с реальными доходами. Зато увеличивается количество охотников за скидками — людей, которые профессионально экономят. Это ответ россиян на растущую инфляцию и социально-экономическую стагнацию в стране.

Черри-пикинг: как не разориться на экономии

Все меньше людей в России думают, что экономия — это стыдно и допустимо только в крайних случаях. Индекс социального оптимизма в конце 2018 года опустился до десятилетнего минимума. Только четверть россиян считает, что в ближайшем будущем случится экономический прорыв, и уровень жизни вырастет. Средний уровень оптимизма за год упал с 63 до 40 пунктов.

Во время глобального кризиса 2008 года индекс оптимизма в России опускался до 48 пунктов.

Большей части россиян приходилось экономить на еде, а позволить себе любые продукты могут только 9%. Траты на продукты превышают треть семейного бюджета у половины российских семей. В развитых странах продовольственные расходы не превышают 15%, на даже там люди не стесняются участвовать в акциях, собирать скидочные купоны и ждать распродаж.

В США только онлайн-продажи во время черной пятницы превысили $6 млрд. В России аналогичный показатель — всего 15 млрд. рублей. Но черная пятница — явление разовое и неоднозначное. В этот день продавцам легче обмануть покупателя фиктивными скидками или продать залежавшийся товар.

Охота за скидками, как образ жизни

Настоящие любители экономии не ждут черных пятниц или других глобальных акций, выгода которых не всегда очевидна. Черри-пикеры или охотники за скидками планируют свои покупки так, что каждый поход в магазин для них — маленькая черная пятница.

Черри-пикинг — английский термин, дословно означающий сбор вишни. В более широком смысле это собирание вишенок с тортов, то есть получение только того, что хочется. Черри-пикингом, например, называют выборочное предоставление фактов для получения нужных выводов. Охотников за скидками называют черри-пикерами потому что они покупают товары по максимально выгодным ценам и при этом не снижают качества своей потребительской корзины.

 

Охота за скидками требует осведомленности и внимания к акциям и распродажам во всех крупных торговых центрах. Правильный черри-пикинг должен стать ежедневной привычкой.

Экономить надо правильно

Чтобы экономия не снизила качество жизни, нужно понимать природу скидок. Магазины снижают цены по нескольким причинам:

Продать товар, у которого истекает срок годности — к таким скидкам нужно относиться осторожно, чтобы не купить испорченные продукты.

Президент утвердил закон, усложняющий возврат продуктов с истекающим сроком годности производителям. Поэтому к скидам на скоропортящиеся продукты стоит относиться еще внимательнее.

Продать сезонные товары — когда сезон закончится, продать их будет практически невозможно. Кому нужны новогодние елки в январе?

Освободить место на полке под новый товар — магазин может объявить скидку на целую категорию товаров.

Привлечь дополнительных покупателей — для этого используются регулярные скидки и крупные распродажи.

Виды скидок отличаются размерами и периодичностью, но для покупателя могут быть полезны любые (кроме скидок на просроченные продукты питания). Оптимальный размер скидки каждый определяет сам, но ориентироваться надо на 30% для продовольствия и 50% для бытовой химии. Больше — подозрительно, меньше — не так уж выгодно.

Как ходить по магазинам

Чтобы погоня за скидами не привела к непредвиденным расходам, нужно соблюдать несколько правил

Не покупать то, что не нужно, даже если скидка на это 80%. Если вы не любите морепродукты, не стоит покупать распродажные креветки «чтоб было». Скорее всего, они будут лежать в холодильнике, пока не испортятся. Это напрасная трата, а не экономия.

Действительно нужные товары лучше брать впрок. Стандартная периодичность акций на одну группу товаров — от двух до трех месяцев. Есть смысл закупаться именно на этот срок, чтобы не тратить лишние деньги.

Искать выгодные упаковки. Большая упаковка не всегда выгоднее. Чтобы не попадаться на уловки маркетологов, типа «купи 4, получи 5 в подарок», все цены нужно пересчитывать в килограммах и покупать, только если предложение действительно выгодное (и если это вам реально нужно).

Акция: купи 3 коробки конфет за 100 рублей каждая и получи четвертую в подарок. В каждой коробке 200 грамм конфет. То есть за 300 рублей можно купить 800 грамм конфет. Цена за килограмм — 375 рублей. А в соседнем магазине такие же конфеты продаются на вес за 350 руб./кг. Сомнительная акция.

Не обходите вниманием федеральные сети (Лента, Метро, Магнит и т.д.) — они работают по всей стране и имеют огромные обороты. За счет этого им легче договариваться с производителями о скидках и проводить собственные акции. В федеральных сетях действуют системы лояльности, которые эффективны для экономии на покупках.

Чтобы не стать жертвой фиктивных скидок, нужно ориентироваться в реальных ценах. Магазины часто искусственно завышают цены, а потом делают на них скидки, возвращая цены на обычный уровень. Если вы будете знать, сколько товар стоит на самом деле, фиктивные скидки вам не страшны. Со временем запоминание цен войдет в привычку.

И самое главное — следить за всеми скидками, акциями и распродажами. В этом сама суть черри-пикинга. Если во время еженедельной закупки вы возьмете несколько товаров по акции, вы не сэкономите, а возможно даже переплатите. Охота за скидками — это постоянный контроль цен и поиск выгодных предложений, а не минутный порыв.

Черри-пикеры покупают разные товары в разных магазинах, ориентируясь с помощью мобильных приложений, бумажных буклетов (может не стоит сразу перемещать их из почтового ящика в коробку для мусора в подъезде?) и официальных сайтов магазинов. Кроме того, есть сайты, на которых собраны акции разных сетей.

Не стоит увлекаться

Черри-пикинг популярен во всем мире. Для кого-то это реальный способ сэкономить, а для кого-то выгодное хобби. За скидками охотятся не только домохозяйки, но и бизнесмены, наемные работники и чиновники. Навыки экономии пригодятся в любом случае, даже если доходы вырастут или ситуация с ценами в стране изменится в лучшую сторону.

Гоняясь за скидками важно сохранять трезвую голову и не допускать зависимости от этого процесса. Любая зависимость может быть опасной. Одна крайность — это полный отказ от покупок вещей без скидок, даже если они действительно нужны. Другая крайность — давка и драки на крупных распродажах в торговых центрах. А между ними реальная экономия, выгодные покупки и увлекательное хобби — черри-пикинг.

Виктор Тарасенко