Источник фото: ФШР
Интересное

Федеральная Школа Радио: поможем с голосом и харизмой

11:00 / 17.12.18
2505
Мы в социальных сетях:

Вот уже несколько лет я не только ведущая эфира, я куратор и преподаватель Федеральной Школы Радио в Томске. Делиться магией радио, отыскивать в студентах то, что я называю радио-кнопкой — волшебно, по-другому и не скажешь. Но… Каждого ли можно научить? Получите ли вы то, что ожидаете, отучившись у нас?  Что, в конце концов, делать с открывшимися талантами? Приходите на кастинг в Томске, и я вам обо всем этом расскажу. А пока предлагаю почитать, что говорят Екатерина Седова и Дмитрий Гордеев, основатели ФШР, о тенденциях в сфере радио в целом, о харизме и личности ведущего, о том, как меняется и каким становится эфир, о радийных профессиях и о том, что дает Школа Радио.

Федеральная Школа Радио: поможем с голосом и харизмой

Как стать диджеем или ведущим? Что даёт ФШР?

Дмитрий Гордеев:  Я «заболел» радио почти 20 лет назад, тогда ничего похожего на Школу Радио не существовало. Опыт получали кустарными способами — два магнитофона, на одном играет музыка (подложка), на втором есть функция записи голоса через микрофон, ну и твои тексты. Сегодня у тех, кто хочет освоить ремесло радиоведущего, есть масса возможностей. Голос записывает любой смартфон. В интернете десятки обучающих программ по монтажу звука, сотни статей и видео о том, как говорить, как открыть свою онлайн-радиостанцию, как записать подкаст.  Осталось только желание! НО! Качественно диагностировать уровень мастерства, определить векторы для улучшения, направить, замотивировать, по-прежнему, могут только профессионалы. Что же касается нашей программы обучения, то в любом из представительств ФШР наши студенты в процессе обучения проходят обязательную эфирную практику — выходят в эфир или готовят запись информационно-развлекательных выпусков и авторских рубрик. Кстати, представительства ФШР есть во всех крупных городах РФ, Беларуси, Казахстана, Армении, Азербайджана и других стран.

«Секрет» хорошего ведущего — харизма

Дмитрий Гордеев:  Сейчас в стране работает почти 450 радиостанций с собственным программированием — проектов много, их слушают. Но есть и проблема — это отсутствие уникального формата. Музыка благодаря интернету стала доступна давно, любая сервисная информация или новости — тем более. И в этих условиях радиостанциям, для того, чтобы быть интересными, просто необходимо делать упор на а) контент, б) харизматичных ведущих.

Ведущий должен обладать характером, чувством юмора и в целом быть Личностью! И, кстати, ему совсем не обязательно обладать шикарным тембром голоса, идеальной дикцией или другими признаками хорошего, форматного RJ. Отличный пример — Бригада У, которая несколько раз в год собирает в 7 утра на «Живом Завтраке» тысячи людей. Ведущие — Джем, Илья и Вики — очень разные, и каждый в отдельности, я бы сказал, не совсем форматен для «Европы Плюс». При этом слушатели приходят на «Живой завтрак» не ради бесплатного кофе – им хочется их драйва, энергии, сделать совместное селфи, хочется оказаться в сообществе таких же, как они — увлечённых, ярких и интересных людей.

Федеральная Школа Радио: поможем с голосом и харизмой

Красиво и правильно говорить уже не модно?

Екатерина Седова: Как-то на кастинге в представительстве ФШР в Волгограде один яркий абитуриент дерзко предложил: «Я назову вам кучу профессий, где говорить вообще не нужно. Например, массажист, сантехник домоуправления и дежурный в морге». Забегая вперёд, отмечу, ныне он уже перерос уровень ведущего эфира, которым стал, отучившись у нас, и работает программным директором местного радио «Белый лебедь».

На самом деле. в мире немало профессий и ситуаций, где нужно говорить и говорить классно. Собеседование, свидание, переговоры, защита диплома, торг на рынке, выступление на родительском собрании, объявление маршрута в транспорте. Как сказал один популярный бизнес-тренер, в каждом публичном выступлении сотни шансов.

Занятия по технике речи, которые входят в программу базового курса Федеральной Школы Радио, дают возможность обучающимся узнать о своих индивидуальных «фифектах фикции», получить упражнения для их искоренения, раскрыть грудной регистр, научиться правильно дышать, читать и говорить без панического страха прямого эфира или публичного выступления. Вспоминается наша выпускница Надежда Джаннити, которая пришла в ФШР в весьма зрелом возрасте. Пришла просто для саморазвития и улучшения ораторских навыков. И в итоге звучала в коммерческих программах в эфире радиостанций «Эхо Москвы», РСН, «Радио России».

Дина Андреева: Томск, как известно, город студентов, и студенты съезжаются сюда со всех уголков нашей необъятной родины, бывшего СССР и из других стран. Остаются здесь учиться, жить, строить карьеру. Приходят и в ФШР. И очень частым запросом оказывается научить говорить без страха, зажимов, на любые темы, легко импровизируя и без оттенка родного диалекта. Очень люблю эти моменты, когда мы на выпускном смотрим первые видео с кастинга и потом слушаем демо. Такой рост. Такая красота.

Федеральная Школа Радио: поможем с голосом и харизмой

А у радио вообще есть будущее?

Дмитрий Гордеев: Недавно был на мастер-классе в одном из ВУЗов в Москве и там довелось пообщаться со студентами первого курса. Я попросил их ответить на вопрос «Когда вы слушаете радио?». Одним из ответов, который поддержали многие, был неожиданный для меня вариант: «Когда садится телефон в машине». То есть пока заряжается айфон, можно и радио послушать. Лидирующая группа по потреблению радио, как показывают исследования в центральной части России, это 25-35-летние. Меняется аудитория, меняется и радио. Оно взрослеет. Это отражается и на плейлистах, и на контенте, и на специальных проектах. Мы верим в радио, а вместе с нами верят в радио и те, кто делает его сегодня.

Наши ребята всюду, и это воодушевляет. Сотни выпускников работают во всех сферах индустрии — от рекламных отделов, дистанционной озвучки или копирайтинга до эфиров топовых радиостанций. Конечно, нас впечатляют и заставляют испытывать гордость выпускники, получающие награды индустрии. Скажем, в этом году Денис Курочкин, ведущий «Красавцев» на Love Radio, удостоен «Радиомании». В прошлом году «Радиоманию» получил Виталик Мишура с Like FM. Ребята сделали то, чего не сумели мы в свое время, переросли учителей.

Харизма. А что еще необходимо, чтобы попасть на радио?

Дмитрий Гордеев: Зацепить программного директора можно хорошей авторской рубрикой, содержательной программой. Я бы рекомендовал больше внимания уделять также подкастам, сегодня многие радиостанции и холдинги стоят на пороге открытия своих подкаст-платформ. Что же касается музыкальных радиоведущих и ведущих линейного эфира, то ошибки типичны. Скажем, вы отправляете демо, где кричаще анонсируете новинки Элджея и Тимы Белорусских, на радио «Maximum», зачем? Не травмируйте психику Андрея Андреева (программный директор «Maximum» ), формат его станции — это легкий стёб в стиле «Heavy Monday».

Дина Андреева: Мы много внимания на занятиях уделяем тому, чтобы студент ФШР нашел себя. И харизму, о которой так много сказано, и свою радиостанцию. Слушаем все радио, вещающие в Томске, разбираем томские и федеральные эфиры; студенты пробуют себя в новостях, развлекательных программах, линейных эфирах, шоу. Примеряем разные образы, и вот «училка» превращается в форматную для Love Radio нежную ведущую, а «работяга» готов рассказывать серьезные новости для «Эха Москвы».
ФШР — не только навыки. Это еще и огромные возможности для тех, кто ищет и идет вперед

Екатерина Седова: Мы рады, что в сфере медиа-образования высокая конкурентная среда! Это значит, что людям хочется больше знать и уметь, участвовать в эфирных проектах. В нашем размахе — 85 городов СНГ. У нас есть собственная радиостанция, которая звучит на крупнейших международных, федеральных и региональных молодёжных форумах — радио «Сок». Благодаря нашему партнеру — Росмолодёжь (Федеральное агентство по делам молодежи), мы имеем возможность каждый год отправлять сотни наших студентов стажироваться в эфире и заодно посетить уникальные уголки России — Крым, Урал, Балтийское море, Алтай, Байкал и даже Арктику и Курильские острова. Важно, что государство полностью оплачивает это путешествие. К тому же студенты беседуют со звёздами или берут интервью у первых лиц страны.

Наше преимущество в наших партнерах по радиомиру — это крупнейшие холдинги и профессионалы индустрии.

Мы, школарадио.рф, хотим, чтобы радио всегда оставалось культовым СМИ, всегда было востребованным для любой, в том числе молодой аудитории. А главное, что его таким делает – яркие и профессиональные личности, в подготовку которых мы вносим свою скромную лепту.

Екатерина Седова – телерадиожурналист («Первый канал», «Россия», «ТВ Центр», REN-TV, Business FM, РСН), писатель, генеральный директор Федеральной Школы Радио, создатель рекламного агентства «Медиа Про», специалист по рекламе, пиару и политтехнологиям. Закончила философский факультет МГУ.

Дмитрий Гордеев – креативный и исполнительный директор Федеральной Школы Радио, радиоведущий, продюсер. Сотрудничает с «Русским радио», радио «Эхо Москвы», «Милицейской волной», «Европой Плюс», «Радио Попса», «ЮFM», «Мегаполис FM».