Источник фото: ТГУ
Интересное

Интервью: заниматься математикой должно стать модным

12:54 / 29.12.18
1566
Мы в социальных сетях:

 В этом году в ТГУ по олимпиадам поступили 118 человек. Желающих попасть в вуз без экзаменов с каждым годом становится больше. О том, как воспитать олимпиадников, говорит тренер по математическим олимпиадам, заместитель директора центра, доцент ММФ Яков Гриншпон. 

Яков Самуилович, как вы сами относитесь к льготам олимпиадников при поступлении в вузы?

— Положительно, я сам поступал так же. Приятно сознавать, что твои успехи признали, не зря трудился. Возможность поступления вне конкурса стимулирует людей, и многие через такую прагматичную вещь приходят к олимпиадам. К тому же математика — это прежде всего наука, которая учит рассуждать. Поэтому если 10-11-классник начинает участвовать ради поступления в вуз, я тоже «за». Конечно, это не спорт высоких достижений, но ведь должен быть и массовый спорт. Университету это тоже выгодно, так как через олимпиады он получает способных, умеющих трудиться студентов. 

— Сейчас больше интерес со стороны школьников к олимпиадам, чем было, скажем, лет 10-15 назад?

— Мне кажется, не изменился. Сейчас проводится много разных интернет-олимпиад, и в них начинают участвовать чуть ли не с первого класса. Проблема в другом — не все они подходящего уровня. Надо понимать, что есть «олимпиады», и есть Олимпиады. Чтобы дети не уставали и не теряли интерес, надо четко расставлять приоритеты.

 — К теме о спорте высоких достижений. Если посмотреть списки участников финала ВсОШ по математике, то от многих регионов туда попадают ежегодно более 10 человек. От Томской области в лучшем случае — один, и то не каждый год. Очень парадоксальная ситуация для «умного» города с таким количеством ведущих вузов и НИИ. Как вы думаете, в чем причина?

— В ряде городов, например, в Кирове, Казани, Ижевске, Кургане существуют продуманные системы математических кружков, которые позволяют интересующегося и мотивированного ребенка доводить до высокого результата. Олимпиадное движение — это ведь тот же спорт, нужны постоянные тренировки, на одном потенциале не выедешь. И тренировки нужны с раннего возраста. С кем бы я ни общался из знаменитых тренеров, все говорят, что шестой класс — это уже немного поздно, начинать нужно с четвертого-пятого, чтобы к восьмому-девятому довести до уровня призера или победителя заключительного этапа всероссийской олимпиады. 

В Томске такая система, к сожалению, пока не сложилась. Есть отдельные кружки, например, в ТФТЛ, ЦДФМЕНО ТГПУ, ФМШ ТГУ, но они держатся на энтузиазме отдельных людей. Чтобы был серьезный эффект, всю эту деятельность нужно объединить в единую систему, нужны ресурсы, как финансовые, так и человеческие. И у нашего математического центра они сейчас есть. 

— Значит, у вас уже есть решение этой «математической» задачи?

— Мы сейчас вместе с Томским институтом повышения квалификации работников образования начали реализацию совместного проекта – создание сети кружков в Томске, Северске и Томском районе, где бы ученики разных школ занимались олимпиадным тренингом. Занятия там будут вести специально подготовленные педагоги по методике, разрабатываемой в нашем центре. Для руководителей кружков в университете будут проходить методические семинары, на которых мы будем обсуждать обучающие программы, поурочные разработки — какие задачи, какие темы рассматривать. Ряд ведущих учителей уже выразили заинтересованность в деятельности кружков в их школах и дали согласие на проведение занятий в них. 

— На какой возраст они рассчитаны?

— Мы решили начать с 5-6-го классов, чтобы целиком пройти линейку до старших классов, наработать материал, и потом этот опыт размножать — увеличивать количество кружков. Постепенно будут вовлекаться и другие классы. Нужно, чтобы как можно больше школьников в эту систему попадали. Не все, конечно, потом останутся, но у каждого должна быть возможность такого счастливого случая — встретиться с человеком, который попробовал бы увлечь его математикой. 

— Как вы будете отбирать руководителей кружков?

— Учитель прежде всего сам должен любить олимпиадные задачи и интересоваться методикой обучения им. К сожалению, существует не так много педагогов, способных вести кружковую деятельность. Поэтому, мне кажется, наиболее эффективен такой подход: в средних классах — кружки, а для старшеклассников занятия будут проходить уже в едином центре здесь, в университете, и работать с ними будут преподаватели вуза. 

— Еще чем будете завлекать специалистов?

— Мы также будем приглашать известных специалистов-тренеров. Сейчас этим занимается Центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ. Мы с ними сотрудничаем, а теперь за счет ресурсов нашего математического центра эта работа активизируется: часть специалистов будет приглашать ТГПУ, часть — мы. И школьники кроме занятий в кружках смогут посещать выездные лекции видных специалистов из Москвы, Казани и других центров олимпиадной подготовки. В конце декабря, например, к нам приедет один из координаторов ЮМШ Санкт-Петербурга Андрей Солынин. Сам преподаватель вуза, он ведет кружки, начиная с пятого класса. И, кстати, он говорил о том, что в первый год у них были проблемы с набором, а сейчас они уже делают отбор при поступлении. То есть появился интерес у школьников и их родителей, пришло понимание ценности качественного математического образования. Потихоньку мы эту культуру, я надеюсь, будем прививать и в Томске. Заниматься математикой должно быть модным — это должен чувствовать каждый школьник, начиная с пятого класса. 

— На мой взгляд, в Томске, по сути, отсутствует система выявления одаренных школьников младшего и среднего возраста. Вы с этим согласны?

— Да, я тоже неоднократно поднимал этот вопрос во время обсуждения концепции развития физико-математического образования. Парадоксальная ситуация — учителю невыгодно «отдавать» такого ребенка, потому что он получает поощрительные выплаты за призовые места своего ученика. А если руководителем будет записан другой тренер, то учитель не получит ничего. В итоге мы пришли к взаимопониманию с Департаментом общего образования Томской области о необходимости материального стимулирования учителей, которые выявляют и передают на звено выше способных детей.

 Верите, что это изменит ситуацию?

— Надеюсь, эта ситуация начнет понемногу исправляться. Но проблема, правда, очень серьезная, потому что кроме школьного учителя часто эти способности заметить больше некому. Бывает, начинаешь заниматься с 9-10-классником, он такие идеи интересные выдает, а с простейшими арифметическими действиями проблемы — слабая подготовка в среднем звене. 

— Какие еще проекты в планах математического центра?

— Еще один проект, который мы начинаем совместно с компанией Enbisys — система адаптивного обучения, которая поможет студентам и школьникам «подтянуть» математику, восполнить пробелы в знаниях. Используя современные технологии — машинное обучение, нейронные сети и так далее, — мы хотим создать некую «замену» электронного репетитора, консультанта, учителя по математике. Задача на самом деле сложная. Компьютер видит только ответ — правильно-неправильно, но не видит, на каком шаге ошибся ученик. Он мог сделать одну маленькую случайную ошибку, а, может, у него системная проблема. Вывод же один – неверный ответ. Мы хотим, чтобы система могла выявлять проблемные места и разрабатывать индивидуальную траекторию дальнейшего обучения. Проект амбициозный, аналогов, по крайней мере, в России, нет. Есть похожий — эта же компания делает его для младшего звена. Но для старшего все гораздо сложнее. 

Еще хотел бы сказать — в университете проходят разные мероприятия, которые наш центр поддерживает. Например, День Пи и конференция для школьников «Математическое моделирование задач естествознания». В этом учебном году она будет юбилейной — 30-й. Есть идея пригласить на нее специалистов из других регионов, бывших участников и дипломантов этой конференции. Также хотим совместно с ТОИПКРО активизировать работу с другими регионами, чтобы наша конференция стала региональной. 

Вообще, хорошо, что есть разные формы работы с талантливыми детьми. Есть дети, для которых сделать свой проект и выступить на конференции интереснее, чем участие в олимпиаде. Олимпиады не являются единственным критерием успешности математического образования. Поэтому наш центр будет создавать и поддерживать разные образовательные проекты для школьников и способствовать развитию математической среды в регионе.