Источник фото: Tomsk.ru; Ольга Забродина
Интересное

Импровизация, работа с текстом и самоконтроль: что в детях развивает школьный театр?

17:00 / 06.12.21
1531

Рассказывает театральный педагог

Мы в социальных сетях:

Внеурочная деятельность так же важна для школьников, как и основная: ведь именно она развивает soft-skills и дает новые навыки. В проекте «Точка знаний» мы продолжаем рассказывать о новых трендах в образовании, интересных педагогах и учениках. Ольга Забродина – театральный педагог с более чем 7-летним стажем. В этом году она стала преподавателем театральной студии в школе «Интеграция» и за пару месяцев уже поставила с ребятами два спектакля. Чем полезен театр для школьника, как педагогу «выиграть» в цифровом мире и почему учить текст в театре нужно далеко не сразу – в нашем материале.

Место для выражения чувств и импровизации

Принципы театральной студии – добровольность и желание ребят. По словам Ольги, в театральной студии уже через несколько репетиций остаются только те, кому это действительно важно. Причем, актерские способности тут большой роли не играют: каждый участник все равно сделает свой «шаг». Ольга также никогда не раздает роли на первом занятии: все начинается с игры в «Крокодила», небольших этюдов. 

«Я не считаю, что театр – только для того, чтобы пойти в актеры. Театральные умения помогают просто в жизни. Ребенок учится главному: проживать, сопереживать другим, разбираться в своих эмоциях», — отметила Ольга.

Еще одно важное приобретение от театральных занятий – импровизация. Даже если на многих уроках ее не приветствуют, в жизни она позволит ребенку лучше ориентироваться, адаптироваться к ситуации и перестраиваться на ходу, уверена педагог. В театре импровизация может понадобиться в любой момент: например, если выключился микрофон, кто-то забыл реплику или не вынес реквизит.

Театр делает выразительнее речь и мимику детей, учит работать в команде и «держать лицо».

«Дети мне говорили после новогодних елок: мы впервые поняли, что такое работать актером. Для них это пятая елка, а для каждого, кто на нее приходит – первая. Но ты должен улыбаться, играть. Это взрослый, профессиональный подход», — рассказала педагог.

Назад в будущее: от компьютера к бумаге

Интересно, что театр заставляет ребят вернуться к тексту на бумаге: по словам Ольги, почти все после пары недель репетиций убеждаются, что это удобнее. Они ставят ударения, подчеркивают слова, начинают что-то менять и больше спрашивать. Кроме того, дети меняют свой подход к литературному тексту: понимают, какой смысл несет синтаксис и пунктуация текста.  

«Мне должны сказать спасибо учителя литературы, потому что некоторые дети, приходя на «Горе от ума» и открывая сценарий, говорили: «А это что, стихи?». Дети, которые уже прошли это по программе», — делится Ольга.

Параллельно вопрос с тем. Чтобы выучить текст – один из самых легких. Ольга уверена: вначале детям нужно понять, что, как и почему они делают на сцене, вжиться в роль. А когда готовы морально — можно учить текст.

Цифровая среда / педагог: в чем выиграть?

К сожалению, развитая компьютеризация школ больно ударила по многим педагогам. Особенно, в сфере культуры. И педагог, даже вся образовательная система не могут угнаться за цифровой средой. Но педагог может выиграть в другом, уверена Ольга – в живом общении, также он может помочь формировать целостную картину мира у ребенка. Побудить его решать проблему и показать, как это возможно сделать.

Театральная студия в школе – явление не частое, но действительно важное. Назвать его второстепенным (как и любой другой предмет) – нельзя. Это один из способов развития ребенка. А именно на это и нацелена современная школа.


Все выпуски проекта здесь