Авторские материалы

ОСАГО на страх и риск

18:23 / 29.07.14
1854

В Томске появились поддельные полисы ОСАГО.

Мы в социальных сетях:

Около года назад томичи-автовладельцы столкнулись с дефицитом полисов ОСАГО. Выдавать их в страховых компаниях без дополнительной нагрузки в виде какого-либо еще страхового продукта отказывались. Реакцией на эту проблему стало появление поддельных полисов. За последний месяц сотрудники ГИБДД выявили семь таких случаев.

Еще в начале июня председатель совета директоров страховой компании «Коместра-Томь» Вадим Чмух заявил: по его оценке, процентов 30 томских водителей вынуждены ездить без полисов ОСАГО.

— Дай бог, чтоб у них не случались ДТП, — подчеркнул Чмух. — Ведь в случае дорожной аварии ни один из ее участников не дождется страховых выплат.

Правда, добавил он, по официальной статистике в Томской области с полисами ОСАГО все благополучно:

— Российский союз автостраховщиков создал список из 32 областей России, где сложился дефицит полисов ОСАГО. Туда входят Кемеровская, Новосибирская области, Красноярский край… Томской области в этом списке нет. Это значит, что полисов в нашем регионе достаточно. Но мы в России часто находимся в такой ситуации, когда официальная и неофициальная статистика очень сильно расходятся. Жертвами этого расхождения в данном случае стали автомобилисты Томска и области.

— Почему страховые компании не продают полисы ОСАГО — потому что это невыгодно, — объясняли страховщики. — Если бы каждый полис приносил компании хотя бы 10, 25, 30 рублей дохода, конечно, они бы продавались. Как любая коммерческая структура страховые компании стремятся уйти с того рынка, на котором им невыгодно находиться. И самым простым ответом в этой ситуации оказался ответ «У нас нет полисов». Почему — потому что мы филиалы, и нам головные компании полисов не выдают — в этом регионе им невыгодно продавать полисы. Это самая главная причина. Конечно, было бы честнее для страховщиков сдать лицензию на страхование автовладельцев и быть чистым перед законом и гражданами. Но получить обратно эту лицензию после повышения тарифов будет очень сложно в нашей бюрократической системе. Поэтому приходится уходить от продажи полисов. Конечно, это незаконно, но это единственный способ для компании как-то получить прибыль. Человек может отказаться, написать заявление, идти в надзирающие органы. И те компании, которые быстро среагируют, скажут — ну ладно, раз ты такой упертый, выкручиваешь мне руки, а я все-таки не совсем хочу нарушать закон, так что пойду тебе навстречу.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, глава государства попросил Госдуму принять изменения в законодательстве, касающемся тарифообразования в страховании, к 1 июня.

— К сожалению, по видимому из-за Олимпиады, Крыма, спада в экономике страхование не является первоочередным занятием, поэтому 1 июня ничего не произошло, — отметил председатель совета директоров «Коместра-Томь».

Перемены, которых давно ждали страховщики и водители, произошли лишь на минувшей неделе — закон «О реформировании системы ОСАГО» был наконец-таки разработан и подписан Владимиром Путиным. Тарифы, которые практически не менялись с 2003 года, (за это время средняя стоимость авто повысилась примерно в 2,5 раза – с 300 до 700 тысяч рублей, страховых выплат стало не хватать для ремонта поврежденной машины, а страховщики несли убытки) с октября возрастут на 25-30 %. Для томичей полисы ОСАГО станут дороже примерно на 500 рублей.

Между тем, жалобы от автовладельцев на страховые компании, не выдающие полисы ОСАГО, во все возрастающем объеме поступают в Роспотребнадзор и ФАС. В отделе по защите прав потребителей областного управления Роспотребнадзора в конце прошлого года таких обращений было всего три, а с января по апрель 2014 года насчитывалось уже 12. Однако доказать, что страховщики нарушают закон, оказалось не так просто.

— Роспотребнадзор вправе вмешаться в ситуацию только в том случае, если у потребителя уже заключен договор ОСАГО, и ему навязывают дополнительные платные услуги. Если же потребитель при обращении в страховую организацию получил отказ, этот факт еще нужно доказать. С этим мы столкнулись в рамках судебного разбирательства. Если на словах вам говорят, что не заключат договор без дополнительных услуг, разворачивайтесь — распечатывайте с сайта компании заявление на полис, прикладывайте все документы, которые необходимо приложить в соответствии с пунктом 15 закона об ОСАГО, и отправляйте страховой компании по почте заказным письмом с описью вложения. В этом случае у вас на руках будет доказательство, что вы в эту страховую компанию обращались. Если в установленные сроки не получаете ответ, необходимо обращаться в ФАС и новосибирское отделение Центробанка — в Томске такого нет.

Однако и в томском УФАС столкнулись с тем, что часто не в силах помочь автовладельцам с противостоянии со страховщиками.

— У нас возникают проблемы при рассмотрении данных заявлений. Люди пишут: «Я обошел все страховые компании, мне отказали». А мы не можем рассматривать заявления, где не указана конкретная страховая компания, в которую обращался гражданин. Мы даже не знаем, куда обращаться с запросами о дополнительной информации. Когда нам звонят, мы говорим — указывайте названия конкретных компаний, в которые вы обращаетесь. И обязателен письменный отказ от страховой компании, — пояснила замначальника отдела контроля монополистической деятельности областного УФАС Марина Лунева.

Не смогли привлечь антимонопольщики страховые компании и за злоупотребление доминирующим положением.

— Специалисты провели анализ конкурентной среды на рынке Томской области. По его результатам ни одна компания не занимает доминирующего положения. Для этого необходимо не менее 20 % доли на рынке, а у нас самый высокий показатель – 17 % у Росгосстраха. Соответственно данная статья не может быть применена при рассмотрении заявлений.

Как закономерный итог дефицита полисов ОСАГО на рынке появились полисы-фальшивки. Качество подделки весьма высокое — на месте все штампы, защитная серебряная полоска, да и сама бумага лишь слегка отличается от той, на которой печатают настоящие полисы.

— Когда гражданин обращается на пункт регистрации, чтобы оформить на себя транспортное средство, он обязан в частности предъявить полис ОСАГО. Плюс он обязан иметь его при себе, когда садится за руль, и предъявлять по первому требованию инспекторов ГИБДД. За последний месяц у нас было на регистрационном пункте в Предтеченске было выявлено семь случаев, когда предъявляемый полис оказывался поддельным. Естественно, в регистрации транспортных средств с такими документами было отказано, — рассказал сегодня представитель областного управления ГИБДД Виталий Аплин. — Сотрудник ГИБДД в день видит 100-150 полисов ОСАГО и отличить поддельный для него не составляет особого труда. Если же возникают сомнения, он звонит в ту страховую компанию, которая якобы выдавала этот документ, и производит сверку — на какой автомобиль был выдан данный полис. Если сведения разнятся, у нас возникают основания полагать, что предъявленный документ является поддельным.

Что касается обладателей полисов ОСАГО, они тоже могут определить, настоящий ли документ приобрели — на сайте Российского союза автостраховщиков есть возможность проверить страховой полис по номеру. Кроме того, можно обратиться в офис страховой компании и провести дополнительную сверку — если возникают сомнения, что человек, который продал вам этот полис, не имеет к данной страховой компании никакого отношения. Настораживать должно, если приобрести полис вам предлагается не в офисе страховой компании, а, например, через интернет, по почте, с посыльным и так далее. Еще один немаловажный нюанс — серия полиса. Они меняются раз в несколько лет. Так, изначально полисы ОСАГО выпускались с серией ААА, потом ВВВ — она закончила свое хождение 31 декабря 2013 года. Сейчас на всех новых полисах ОСАГО должна стоять серия ССС.

Некоторые из обнаруженных в Томске фальшивок были якобы выданы от имени компании «РЕСО-гарантия». Директор ее томского филиала Марина Дувалина пояснила: номера этих документов оказались реальными, вот только выданы они другой компанией, в другом регионе и, разумеется, не на те транспортные средства, которые пытались зарегистрировать томичи.

— Те бланки, которые «всплыли», оказались с реальными номерами, выданными в Иркутской области, — пояснила представитель компании. — С одной стороны хорошо, что на сайте РСА можно проверить номера полисов ОСАГО, с другой стороны — этой возможностью могут воспользоваться и мошенники: проверить диапазон номеров и убедиться, что этот номер выдан определенной страховой компанией. Для обывателя, простого потребителя это еще больше усложнит задачу выявить, действительно ли конкретный бланк выдала та или иная страховая компания. Поэтому, если вы сомневаетесь, можно позвонить непосредственно в страховую компанию и узнать, кто является страхователем, и какое транспортное средство застраховано по этому полису. 

— Скорее всего, источник поддельных полисов в Томске — наши соседи-милионники Красноярск, Новосибирск. Именно туда курьеры из Москвы доставляют оплаченные полисы. Их можно заказать по интернету. Есть спрос — есть находчивые сограждане, которые этот дефицит восполняют, — поделился своим мнением председатель совета директоров страховой компании «Коместра-Томь» Вадим Чмух. — Прежде всего, средоточие продаж этих фальшивок проходит в Предтеченске и на Иркутском тракте, 77, где тоже очень много павильончиков. Подделки покупают люди, которые не разбираются в ситуации, для которых этот полис — просто бумажка, которая требуется при регистрации транспортного средства. А вот те, у кого есть привязанность к своей страховой компании, налаженные связи со страховыми агентами, предохраняются от этой липы. Надо покупать полисы в офисах страховых компаний, — посоветовал Вадим Чмух.

Однако следовать этому совету, хоть он и относится к категории «капитан очевидность», пока сложно. До тех пор, пока все страховщики не начнут свободно продавать полисы ОСАГО, подделки не исчезнут. А может, не произойдет этого и после того, как заработает новый закон о системе ОСАГО. Не исключено, что человек захочет купить полис у посредника, зато подешевле — не за 2,5 тысячи, а за тысячу-полторы. Тем более, что Административный кодекс предусматривает ответственность владельца транспортного средства только, если он не застраховал свой автомобиль или управляет им с заведомо отсутствующем полисом.

— Если человека обманули, доказать, что полиса у него заведомо нет, очень сложно. Применить эту часть Административного кодекса практически нереально, — подчеркнул представитель ГИБДД Виталий Аплин.

Между тем, страховщики предполагают, что со временем проблема фальшивых полисов может усугубиться еще и потому, что под видом действующих будут появляться утерянные полиса ОСАГО.

— Цивилизованно прекратила продажи полисов ОСАГО компания «Гута-страхование» и объявила, что у нее потерялось сто тысяч полисов. Нецивилизованно ушла с рынка страховая компания «Россия» и объявила, что она за все годы потеряла 400-450 тысяч полисов. Ушла компания «Адмирал» из Ростовской области — тоже объявила о нескольких сотнях тысяч утерянных полисов. Где они все? Наверное, рано или поздно они всплывут. Поэтому никто из нас с вами не застрахован, — подытожил Чмух. 


Ирина Костина