Авторские материалы

Николайчук: «Я не боюсь новых обвинений»

19:00 / 03.10.14
6499
Мы в социальных сетях:

Сегодня решением суда экс-мэр Томска Николай Николайчук был помещен под домашний арест. Во время одного из перерывов он пообщался с журналистами. Говорил о многом — о своей работе в Крыму; о том, что готов объяснять следствию, что не совершал преступлений; о том, как история с его задержанием отражается на имидже Томска… 20 минут разговора с бывшим градоначальником — в нашем интервью.

— В какой момент вас задержали, что вы тогда делали?

— Я жил. Спокойно жил. Задержание проводилось в пансионате в 30 километрах от Севастополя, и тогда мне вообще ничего не предъявили. Семь человек без знаков отличия, в черной форме, вооруженные, врываются в номер, показывают какое-то удостоверение непонятное. Я его просил посмотреть, мне не дали. Потом уходят, снова возвращаются, усаживают меня в микроавтобус, мы едем в непонятном направлении. Потом все-таки оказываемся на территории УФСБ…. Для меня было очень много непонятного, тем более, что я не имел никакой информации о том, что в отношении меня возбуждено уголовное дело. Если бы знал – я бы обязательно приехал. И я приезжал — у меня 28 августа родился внук — большая радость в семье. Я приезжал, когда сноху выписывали с внуком. Я был в Томске 30 августа, 1 сентября, 2-го. Но поскольку в Севастополе проходили выборы, я не мог долго находиться в Томске и улетел обратно.

Что меня удивляет — 26 сентября было принято решение о возбуждении в отношении меня уголовного дела, а уже 1 октября меня задержали и моментально этапировали в Томск. Я могу догадываться об истоках такой поспешности следственных органов, но как человек взвешенный не буду сейчас заявлять банальные вещи о политической подоплеке всех этих событий. Но для себя могу такие аналогии проводить… Я жил в Севастополе активной жизнью, там шли очень серьезные политические процессы, и они продолжаются. Вообще-то, мое нахождение там было бы полезнее людям, с которыми я там подружился и которым помогал своими политическими советами.

 — То есть вы не исключаете, что это связано с вашей работой в Севастополе?

— Не исключаю. Та работа, которая проводилась в политическом процессе Севастополя, — она очень активная и дала свои результаты. Я хочу томичей поздравить: известного в РФ человека Алексея Чалого, который раньше был народным мэром Севастополя, избрали председателем законодательного собрания. Он привел туда очень серьезную команду, и я уверен, что те задачи и планы, которые утверждены в концепции развития Севастополя, будут выполнены. И Севастополь, как и отражено в концепции, за три года из глубоко дотационного превратится в профицитный регион. Это очень важно говорить здесь, в Сибири, потому что я немножко уже пообщался с сибиряками, и меня спрашивают — не станет ли Крым обузой для Российской Федерации, потому что туда будут направляться деньги из бюджета страны. Как человек, который немного погрузился в эту тематику, могу заверить, что очень серьезно по Севастополю разрабатывается концепция. Чалый, его команда, и жители Севастополя поставили перед собой задачу не быть обузой — наращивать развитие города и по приборостроению, и по судостроению, и по развитию рыбной отрасли, и развитие элитного виноделия, и развитие такого серьезного и важного направления, как военно-патриотический центр российский. Севастополь со своей историей имеет право такой центр развивать.  

— А по существу возбужденного уголовного дела что можете пояснить? На Московском тракте проводился ремонт дороги?

— Я не могу комментировать. Но вы же знаете прекрасно, что эта дорога ремонтировалась. В 2010 году у нас работала программа «Новые дороги — городам России», которая финансировалась. 500 миллионов рублей было выделено за счет федерального бюджета. Московский тракт в эту программу, к сожалению, не попал, и мы принимали по нему отдельное решение. Работы там проводились, и я помню прекрасно, что возникли сложности по расчетам, и помню поручения, и то, что мы эти затраты включали в бюджет. Я многие вопросы держал в памяти, особенно, касающиеся бюджетного финансирования. Это меня сейчас выручает — я вчера первые показания дал. Они требуют проверки. Пусть следствие разбирается. Я свою вину не признаю и буду добиваться объективного расследования.

Мне больше всего неприятен момент, связанный с имиджем города. Томск не заслуживает того, чтобы такие события происходили. Считаю, что все эти действия можно было сделать достаточно корректно — я сейчас даже не о себе говорю, а чтобы они не наносили ущерб имиджу города. Вот это меня расстраивает.

— А что вы скажете про остальные проверки, может, есть еще какие-то уголовные дела?

— Я знаю, что идут проверки, про дела не знаю. И даже, как тут выяснилось, по резонансному вопросу о пешеходных переходах на Пушкина. Я даже не обращал на это внимания, потому что любому, кто попытается вникнуть в суть этого вопроса, станет понятно — а как можно было Пушкина — не 79-ю Гвардейскую Дивизию, где всего две полосы, и где мы сделали объездные пути, и не Вокзальную, где мы тоже сделали объездные пути на время строительства подземного перехода — а как можно было перекопать Пушкина? И как бы люди ездили полтора или два месяца? Принимались технические решения, они отражены в протоколах, чтобы изменить в этой части проект, построив надземные переходы. Дорога перекрывалась только на ночь при этом. Мы добивались главного — не остановить движение. Поверьте, за полтора года построить такую развязку на Пушкина — это только искусство наших строителей и корректировка наших действий помогли. Иначе эта стройка еще долго портила бы жизнь томичей.

— Почему тогда мэрия и прокуратура утверждают, что не были согласованы такие изменения проекта?

— Я не знаю. Вы же помните, по субботам каждое утро на развязке проводились штабы. Это не были устные решения. И не только в мэрии есть эти документы. Есть институт «Гипротранс», который являлся проектировщиком, и эти проекты пешеходных переходов они же не с воздуха взялись. Они попали во все документы, связанные с вводом развязки на Пушкина. Я готов отвечать на эти вопросы, потому что я этим занимался сам.

— Так вы не боитесь, что появятся новые обвинения?

— Не боюсь, я готов цивилизованно на них отвечать. Объектов очень много построено. Мне повезло, что Томск в это время активно развивался. Это и развязка в сторону Академгородка на Балтийской, и новая улица Елизаровых, и развязка по Дальне-Ключевской. Мы вместе с развязкой на Пушкина модернизировали еще 14 улиц. Это серьезное дорожное развитие.

И конечно, надо было принимать решения, иначе, если бы я боялся принять решения, ничего не получилось бы. Знаете ведь — есть два пути. Или ты ничего не решаешь и ни за что не ответишь. Либо ты решение принимаешь, а потом тебе начинают вопросы задавать. Я всегда стоял на позиции — если уж ты назвался руководителем, делай дело. Тебе за это деньги платят.

— Но ведь не только вы подписывали эти документы, а уголовное дело возбудили в отношении вас…

— Ну, безусловно, мэр там как раз подписи и не ставил. Я не отказываюсь, что я принимал такие решения и давал поручения и — по Московскому тракту в том числе. Другой вопрос в том, как эти поручения выполняются. Я не Счетная палата, не прокуратура, и не следственные органы — я не проверяю эти документы. Я готов давать показания, раз такая потребность возникла.

— Вы в курсе, что на днях Счетная палата заявила, что насчитала нарушений в ремонте автодорог еще на 28,6 миллиона?

— Я в курсе, значит, хорошо работает Счетная палата у нас. У нас таких моментов было много. Выявляется нецелевое использование или еще какое-то нарушение. Это говорит только о том, что надо проводить дальнейшие проверки и выяснять, есть там нецелевое расходование или просто надо что-то поправить, чтобы устранить замечания.

— Говорят, вы субсидировали дорожные работы, хотя надо было проводить конкурс.

— Мне сложно об этом говорить, разные формы финансирования применялись. Раз такой разговор возник, я расскажу о мокрушинском переезде. Все пользуются им. Мы этот вопрос утверждали на думе, что надо сделать две полосы. Мне удалось договориться с руководством «РЖД» — спасибо ему огромное, они взяли на себя определенные затраты по оборудованию, мы профинансировали порядка 14 миллионов рублей и сделали этот переезд. Я там нарушил кое-какую процедуру, меня ФАС оштрафовала на 30 тысяч рублей. Да, нарушил. Но зато переезд есть, и люди могут им пользоваться. А если всего бояться и ничего не делать…

— Как вы думаете, каким будет решение суда?

— Я к любому решению готов. Но надеюсь, что оно будет объективным.