Авторские материалы

Погадать на благодать

16:55 / 13.01.15
1908
Мы в социальных сетях:

Многим тяжело даются зимние праздники. Длинные, скучные, бездельные. Но, кажется, сложнее всего приходится «душам» ныне покойных, но известных и популярных людей. Их «дух», буквально разрывают на части, призывая в разные темные комнаты. Засыпают вопросами, заставляя  двигать блюдце, иголку, кольцо. 

Это люди собираются группами и проводят таинственные обряды — зажигают свечи, говорят могильными голосами, припоминая имена великих. Если «дух» долго не выходит «на связь», понимающе произносят: наверное, он сегодня нарасхват, давайте звать кого-то менее известного.

Подобный обряд, похожий на спиритический сеанс, в лучшем случае может довести до смеха. Но случаются и пугающие крики, учащенный пульс, потные ладошки, обмороки, мистический ужас и, конечно, воспоминания о том, как однажды от блюдца все-таки был получен верный ответ или предсказание.

Такие мы, люди, — жаждем чудесного и сверхъестественного. Гадание, которое когда-то входило в состав языческих обрядов, сохранилось в нас как привычка. Но — без знания и понимания того, что мы делаем. Мы воспроизводим не народные гадания, а обрывки художественных произведений. В дни  Святок — зимних праздничных дней, знаменующих переход от старого года к новому, не надо специально призывать духов и действовать таким странным образом.

Тех, кто любит тщательно вникнуть в тему,  отошлю к М. Забылину и его труду «Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия», к многотомному труду А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» и к сборнику рассказов русских писателей «Чудо Рождественской ночи», для начала.

А сама коротко продолжу. По поверью, в праздничные святочные дни боги и души умерших предков являются на землю, в мир живых. Являются самостоятельно, без специальных наших призывов. Для душ умерших  готовили ритуальную пищу, оставляя ее на праздничном столе, — полагая, что они участвуют в праздничной трапезе естественным образом и, конечно, не вызывают мистического ужаса.

Боги и души предков в эти дни исполняют наши заветные желания и открывают тайны будущего. Поэтому Святки преимущественно — время хороших пожеланий и  предсказаний. В это время славяне буквально во всем видели знаки судьбы и пытались предугадать свое будущее, догадаться о нем. С этой целью и совершались многочисленные обряды гадания.

При естественном способе гадания о будущем судили исходя из увиденного во сне и наяву. Сны надо было разгадывать, а за действительностью наблюдать и истолковывать происходящее как предвестие счастья или беды, успеха или неудачи.

Наблюдали за погодой. По состоянию погоды в продолжение двенадцати празднич­ных дней заключали о том, каков бу­дет наступающий год. Каждый из этих дней давал  предзнаменование о погоде соот­ветствующего ему месяца. 

О будущем судили по пламени огня и по направлению дыма, полету птиц и их крику, поведению домашних животных: их поступи, ржанию или мычанию, принятию или неприятию корма и т.п.

Случайно услышанные или специально подслушанные слова — все толковалось как предвестие  будущего.  Происходило это следующим образом:

Подслушивание. Гадатели и гадательницы ходят слушать под окна чужих домов. Судя по словам, услышанным ими, веселому или неприятному разговору предрекают себе веселую или скучную жизнь, бранного или ласкового мужа. Предсказания, которые делаются на основании подслушанного, бывают разные и зависят от того, кого слышат — старого или молодого, пьяного или трезвого, мужчину или женщину. Такие подслушивания проводятся у окон или дверей.

С точки зрения современной морали — не самый лучший способ пытать судьбу.  Но можно не ходить специально подслушивать. Слов много и за окном, и по дороге на работу в общественном транспорте. Не хотите попытать судьбу таким образом? Не пытайте. А все-таки следите за своими словами в эти дни особенно — вдруг кто-то прислушивается к вашим «пророчествам».

А вот еще один способ гадания при помощи случайных слов. На мой взгляд, используемый в чистом виде, сейчас может быть опасным. 

Окличка прохожих и проезжих. Вечером девушки выходят из дома и спрашивают у проходящих мужчин: «Как ваше имя?». Гадающие верят, что будущий жених будет иметь то же самое имя и внешность, которую имеет случайный прохожий. В Ярославской губернии окликают с блином на голове.

Подобным образом кое-где в Италии подбирают имя новорожденному сыну. Мужчина-отец из окна окликает прохожего, интересуясь его именем. Какое имя услышит, то и даст своему ребенку. Вот такое имянарекание. Многие верят, что, давая имя ребенку, вместе с тем  мы наделяем его и определенной судьбой.

Для искусственного способа гадания в дни Святок в ход шли любые предметы: от колоска  до валенка.

Гадание об урожае. В семьях вечерами гадали о будущем урожае: вытягива­ли из-под скатерти несколько былинок сена и по их длине заключали о том, каким  уродится лён.

Сейчас, наш «урожай», как правило, хранится не в амбарах, а в кошельках. И если вы не выращиваете лен, то это простое гадание не сложно адаптировать к 21-му веку — положив под скатерть, например, денежные купюры разного достоинства. По достоинству  вынутой наугад купюры можно будет судить о будущем материальном благополучии.

Один из самых популярных способов гадания на Руси очень напоминает современную игру в фанты или лотерею. Но если при игре в фанты мы загадываем задание, то здесь — пожелание.

Гадание на вещах. Парни и девушки собираются на вечер, берут кольца, сережки, запонки или иные мелкие вещи и кладут их под блюдо вместе с кусочками хлеба. Поверх всего кладут чистое полотенце или салфетку. После этого участвующие в гадании поют песню, посвященную хлебу и соли, а также другие «подблюдные» песни. По окончании каждой песни из-под блюда вынимают какой-нибудь предмет, попавшийся первым под руку.  Смысл предвещания выводится из содержания песни. 

Но так как вынутые из-под блюда вещи не всегда попадаются тем, кому они принадлежат, далее следует выкуп вещей. Последнему, кто вынул оставшуюся вещь, поют свадебную песню, предвещая скорый брак. Затем катят кольцо по полу, наблюдая, в которую сторону оно покатится: если к двери, то для девушки — близость брака, для мужчины — отъезда.

Кажется, гадание это мы вовсе не можем реализовать. Песен о хлебе не знаем, тем более о соли. А если подготовиться и вспомнить? Современный репертуар не очень хорош, но в нем достаточно песен о любви, достатке, счастливой жизни. В помощь нам и разного рода современные аудиопроигрыватели, они вполне могут заменить хоровое пение.

Если отцы и матери семейств спрашивают судьбу об урожае, читай — о благополучии семьи, то молодые люди хотят знать, скоро ли им вступать в брак. Девушки гадают следующим образом.

Гадание на луковицах. Девушки выбирают себе по луковице, помечают каждая свою. Затем луковицы убирают в отдельное место. Чья луковица раньше других даст росток, та из девушек выйдет замуж раньше других.

Гадание на кольце, хлебе и крючке. Положив на пол кольцо, крючок и кусок хлеба, накрывают эти предметы платком. Затем вынимают из-под платка первый попавшийся предмет. Если попалось кольцо, жених будет щеголь, если хлеб — богач, а если крючок, то бедняк.

Снег. Ложатся навзничь в снег, оставляя след. Поутру ходят смотреть — если след остался гладким, то будущий муж будет спокоен, если же это место иссечено, то вздорный.

Лед. Наливают в стакан воды, опускают туда кольцо и выставляют стакан на мороз. Когда вода замерзнет, разглядывают узор, получившийся на поверхности воды. Бугорки на льду означают количество рожденных сыновей, ямки, соответственно, — дочерей.

Гадание на иглах. Девушки на иглах гадать не должны. Они просят об этом женщин замужних. Намазывают две иглы свежим салом или воском, опускают их острием в стакан с водой. Если иглы пошли на дно быстро, то загаданное желание должно исполниться; если иглы в воде сомкнулись, девушку ожидает замужество, а остановились одна против другой, — для замужества есть препятствие. Если иглы расплылись в разные стороны, девушке оставаться незамужней.

Гадание на молчание. Собравшись толпою, бегут крестьянские девушки к реке или пруду, набирают в рот воды и спешат воротиться в избу. Если удастся донести воду во рту, то жених посватается. А девица, которая выпустит воду от испуга, кашля или  утомления, замуж не выйдет. Девушка, прежде всех вернувшаяся в избу, скоро выйдет замуж.

Гадание на свечах. Каждая девушка приносит свою восковую свечу, отмечая ее каким-нибудь знач­ком.  Потом зажигают их одновременно: чья свеча горит ясно и плавно, у той девушки жизнь будет тихая, безмятежная. У кого горит с треском, той придется испытать много беспокойств. Чья свеча догорит последняя — той жить дольше всех. В некоторых местностях гада­ние это совершается с припевом: «Жил-был курилка, да и помер!». Курилка (от глагола «куриться» — гореть) означает лучину, которая живет, пока горит, а погасая — умирает.

Гадание на воске. Растопив воск в металлической ложке, выливают его разом в холодную воду. По образовавшимся фигурам судят о судьбе. Такое гадание совершают перед сном. Если на образовавшейся фигуре много крупинок или она похожа на кудрявое дерево, говорят, что судьба в наступающем году даст изобилие. Высокие, длинные фигуры знаменуют хорошую, веселую, изобильную жизнь. 

Существует еще огромное количество гаданий с использованием различных предметов: поленьев, головных уборов, обуви, сковородок, полотенец, квашни, ключей, книг, зеркал  и т.д. и т.п. А также гадания с помощью домашних животных. Все они описаны в вышеперечисленных книгах.

Многие гадания сейчас  кажутся смешными, нелепыми, дикими и страшными. Но любую традицию надо либо адаптировать к современной жизни, либо отказываться от нее за ненадобностью.

Судя по всему, отказаться у многих не получится. Настолько сильна в нас тяга к чудесному и волшебному. Тогда имеет смысл обратиться к народным традициям, похожим больше на веселую, хоть иногда и пугающую игру. Я так думаю. Но, возможно, кому-то интересней изображать «жреца», общающегося с великими писателями. А кому-то все равно, он читает притчи. Выбор за вами.

Всем добра! 

Елена Трофимова